Ударный вертолет Ка-50

Ка-50

На рубеже 1970 года главным ударным вентокрылым аппаратом Советского Союза был Ми-24. Но со временем стали приходить к мнению, что данный вертолёт не в полной мере подходит под выполнение боевых задач, в частности, проведение штурмовых операций. Поскольку Ми-24 был изготовлен как для ведения боя, так и для транспортировки десанта, он получился слишком громоздким. Помимо этого, у потенциального противника в лице Соединенных Штатов Америки стала воплащаться в жизнь программа ДАН, в рамках которой были разработаны машины YAH-64 фирмы «Хьюз» (Апач) и YAH-63 фирмы «Белл».

На заседании 16 декабря 76-го года Совет Министров Советского Союза и ЦК КПСС издали приказ о создании вентокрылого аппарата следующего поколения, который являлся бы достойным противником аналогичных американских боевых машин. Приоритетной целью для вертолета должны были стать бронетанковые соединения. В постановлении ЦК утверждалось создание двух проектов в КБ Миля и Камова, из которых на конкурсной основе в дальнейшем предполагалось отобрать наилучший.

Пойдя по пути американских коллег, милевцы воспроизвели проект ДАН. Их вертолет являлся двухместным, где командир управлял аппаратом, а оператор вел огонь. Конструкторы и КБ Камова справились с задачей иначе, они спроектировали соосную несущую конструкцию. Хотя система выглядела довольно амбициозно, конструкторское бюро уже было хорошо знакомо с созданием военных вертолетов. В 1966 году камовцы модернизировали вертолет Ка-25 корабельного базирования до фронтового Ка-25Ф. Новую модель хотели вооружить автобомбами, 6 НАР, 6 ПТУР “Фаланга”, 23-мм автопушкой. Вертолет предполагал экипаж из 2 человек и 8 человек десантников. Однако, в то время конкурс выиграл Ми-24, который был оснащен перспективными силовыми установками, новым вооружением ПТУР “Штурм” и прицельной системой. В качестве примера инновационной технической мысли ОКБ Камова выступают ещё два представителя, к сожалению, так и оставшихся в проектах, это В-50 (1969г.) и В-100 (1975-76 г.). Первый предполагал применение линейного устройства 2-х несущих винтов, которые располагались в одной плоскости и синхронизировано двигались навстречу. Теоритически вертолет должен был разгоняться до 400км/ч. Второй проект усматривал один пропульсивный винт-толкатель и поперечные несущие винты.

Разработка современного вентокрылого аппарата под индексом В-80 (также изд. 800) стартовала в 1977 году на Ухтомском вертолетном предприятии им. Камова (сейчас компания Камов). Разработкой командовал управляющий ОКБ – главный конструктор Сергей Михеев.

Конечно, рассматривались разнообразные решения при создании машины, но в дальнейшем, пришли к выводу об эффективности привычной соосной конструкции. В процессе экспериментов были получены следующие результаты: КПД несущей схемы вентокрылого аппарата соосной конструкции на 16-22% выше нежели у одновинтового вертолета. При одинаковой мощности двигателей первая схема дает потолок на 500-1000 метров больше, а также повышает скорость вертикального подъема на 4-5 м/сек.

Значительное преимущество соосной компоновки заключается в возможности осуществления маневров, невообразимых для аппарата с единым несущим винтом. В качестве примера можно привести боковое перемещение около противника – воронка, который машина делает на скорости 150-180 км/ч, и при этом вертолет держит цель под прицелом. Ограничения, накладываемые на одновинтовую схему, обусловлены опасностью столкновения несущего винта с хвостовой балкой, и кроме того вероятность вовлечения рулевого винта в “вихревое кольцо”. Симметричность и компактность делают соосную компоновку более управляемым во всех плоскостях.

Негативные моменты соосной конструкции вертолета включают сложность элементов винтов, их большую массу, а также дополнительные компоненты, необходимые для исключения столкновения несущих винтов во время рывков. Естественно, что подобные затруднения не могли стать камнем преткновения в глазах творческого коллектива ОКБ Камова.

Возможность производства автоматизированной навигационно-прицельной системы позволяло создать одноместный вентокрылый аппарат, когда оператор исключался, а летчик выполнял роль как штурмана, так и пилота.

Основным комплексом вооружения для В-80 выступил, изготовленный тульским конструкторским бюро, ПРК ”Вихрь”. Он характеризовался значительной дальнобойностью, большей, чем у его аналогов с Запада (ЗРК «Рапира», «Роланд», «Чаппарэл»). Высокая точность полета до цели гарантировалась использованием автоматического сопровождения цели и лазерного наведения. За счет кумулятивной осколочной боевой части, а также двух видов (дистанционного и контактного) взрывателей ”Вихрь” с успехом применялся против летательных аппаратов и бронетехники.

Пристальное внимание конструкторы обратили на пушечное вооружение вертолета. Было решено разместить 30-мм автоматическую пушку 2А42 на правом борту между подредукторными шпангоутами в области центра масс. Пушку лишили турели, однако это не только снизило вес конструкции, но ничуть не испортило точности стрельбы. Прицеливание по азимуту отчасти производилось перемещением самого вертолета, скорость которого была соизмерима с вращением орудия.

Помимо ”Вихря” и 2А42 вентокрылый аппарат В-80 снабдили пушечных контейнеров УПК-23-250, блоками НАР, авиабомбами и другим перспективным авиационным вооружением.

Немаловажным этапом разработки стало повышение живучести вентокрылого аппарата. При этом создавались узлы и элементы, проектировалась компоновка вертолета. В рамках данной работы: силовые установки монтировали по бортам конструкции, что исключало уничтожение двигателей с одного выстрела; кабина пилота имела бронирование из бронестекол, комбинированной брони с использованием алюминия и стали; заслон жизнеобеспечивающих агрегатов менее значимыми элементами; наполнение баков с горючим пенополиуретаном; противопожарная защита двигателей; возможность полчаса сохранять работу трансмиссии после пробития маслосистемы; воспроизведение системы электроснабжения и размещение его по обеим сторонам корпуса.

Наиболее существенным в увеличении живучести являлось исключение у В-80 слабого рулевого винта.

Крайнюю заинтересованность конструкторы проявили к бронированию кабины летчика. Всего было вмонтировано около 300 кг металлических бронеплит. Элементы бронирования поместили в опорные агрегаты вертолета, что немного компенсировало массовый перевес. В результате испытаний было показано, что броня выдерживает фрагменты от снарядов 20-мм и прямого попадания пуль калибра 12,7 мм. Удивителным был факт использования ракетно-парашютного катапультного комплекса К-37-800 для экстренной эвакуации экипажа. Помимо этого, деформация кабины при падении вентокрылого аппарата, значительно снижалась благодаря мощной амортизации шасси и её жесткого каркаса.

Под крылом Красногорского оптико-механического завода «Зенит» активно велись работы по проектированию навигационного комплекса, который предоставлял возможность автоматизировать прицеливание ракет и слежение за целями. Одновременно для В-80 и летательного аппарата Су-25Т разработали прицельную телевизионную автоматическую систему «Шквал».

Вертолет Ка-50 (В-80) переиграл американского конкурента «Апач» и, кроме того, своего российского соперника Ми-28. Министерство обороны Советского Союза на летных испытаниях 86-го года отдали предпочтение вертолету Ка-50 за его высокую маневренность, летные качества и общую боевую эффективность. Так, Черная акула обладала на 1 км большим потолком, более высокой скоростью набора высоты, на 3 км более высокой дальностью запуска ПТУР.

Ка-50

Ка-50

Вертолет Ка-50

Вертолет Ка-50

Появление вертолета Ка-50 позволяет использовать новую тактику ведения боя. Так, Ка-50 способен использовать тактику Ми-28, когда машина появляется из-за укрытия на короткое время (12 сек) пытается зафиксировать цель и если результат отрицательный вновь скрывается, подобные циклы повторяются до обнаружения противника. Но, кроме того, Ка-50 предполагалось использовать в связке с разведывательным летательным аппаратом наподобие тактики американского ударного аппарата АН-64А «Апач». Второй способ становится особенно эффективным при сильном противодействии ПВО.

Схема Ка-50

Схема Ка-50

В отличии от
Ми-28
, который способен запускать ПТУР с дистанции 5 км, прицельная система Ка-50 позволяет ему обнаруживать и уничтожать бронетанковую технику с 10 км, что значительно более безопасно в отношении зенитных средств противника.

Особенно важным является тот факт, что несколько машин Ка-50, составляющих боевое соединение, имеют возможность автоматически обмениваться данными об окружающей боевой обстановке. Так если Ми-24 и Ми-28, вследствие несовершенства электронного оборудования, неспособны к эффективным групповым маневрам, то Ка-50 вполне гармонично вписываются в тактику использования разведывательно-ударных соединений.

Некоторое недоверие поначалу вызывало введение одноместного варианта вертолета, что, по мнению приверженцев компоновки Ми-28, привносит существенную психофизиологическую нагрузку на летчика. Однако, с этим нельзя согласиться.

Обратим внимание на опыт пилотирования и боевого использования двухместного Ми-24. Вентокрылый аппарат пилотируется летчиком и на него же возлагается ответственность за стрельбу из автоматической пушки и НАР. Оператор в данной ситуации нисколько не облегчает задачу первому члену экипажа. В Ка-50 имеется индикаторное поле на лобовом стекле, что делает работу с вооружением не обременительной для глаз летчика. Превосходная управляемость вертолета вместе с удобным интерфейсом дает возможность одному человеку, не “опуская головы” одновременно в движении производить запуск

ПТУР
, либо задействовать пушку.

мощность двигателей 2х2203 л.с. (2х1620 кВт)
длина/высота/размах крыла 14.2 м/4,93 м/7,3 м
диаметр несущих винтов 14,5 м
взлетная масса (максимальная) 10800 кг
взлетная масса (нормальная) 9800 кг
боевая нагрузка 2800 кг
максимальная скорость полета 315 км/ч
крейсерская скорость 260 км/ч
статический потолок 4000 м
динамический потолок 5500 м
практическая дальность полета 520 км
максимальная достигнутая скорость 390 км/ч

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *