В конце 1970-х годов в Советском Союзе стартовали работы по проекту «И-90» истребителя 5-го поколения. Целью программы было изучение разнообразных аэродинамических решений для летательного аппарата, в том числе и идея с обратной стреловидностью крыла. Данная схема предвещала многочисленные позитивные качества будущего самолета. Так, значительно возрастали аэродинамического качества при малых скоростях во время маневров; снижение балансировочного сопротивления при малых скоростях давало меньший расход топлива; равное по площади крыло обратной стреловидности давало большую подъемную силу, чем обычное.
В 80-м году опытно-конструкторское бюро им. П.О.Сухого начало проектировать истребитель под индексом С-22, который имел крыло обратной стреловидности. Руководил программой главный конструктор В.С.Конохов, вскоре его заменил М.А.Погосян, а с 1998 года проект возглавил Коротков С.С.. В процессе изысканий инженеры встретили значительное затруднение, касающееся закручивания с последующим разламыванием крыла (упругая дивергенция). Упрочнение конструкции, за счёт увеличения металлической составляющей, приводило к существенному возрастанию массы крыла. На выручку пришёл новый на тот момент материал – углепластик. Армирование нитями углепластика производили с целью создания ребер жесткости, и за счёт индукционной упругой дивергенции компенсировали возрастание углов атаки на изгибе.
Су-47 “Беркут”
Несмотря на новые технологические решения, разработчики всё-таки столкнулись с проблемой излишней массы самолета. Параллельно менялись и изощрялись желания заказчика. Исходя из этого, в 1980-х
опытно-конструкторское бюро затеяло новый проект под индексом С-32. Обсуждались варианты установки двигателя с устройством регулирования вектора тяги Р-79М-300 (усовершенствованная модель от Як-141). Затем были планы по установке двигателя 5-го поколения АЛ-41Ф. Злополучный 1991 год повлиял на потоки финансирования программы, теперь она обеспечивалась средствами ОКБ. В связи с недостатком денег конструкторы построили один опытный экземпляр под индексом С-37, имеющего миговский двигатель Д-30Ф6.
Прототип C-37 изначально существовал для экспериментов в статике, поводящихся при нагрузках, которые не больше эксплуатационных. 25 сентября 1997 года самолет впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ в Жуковском под управлением лётчика-испытателя Вотинцева. Чуть позже перспективный истребитель был продемонстрирован правительству. Вплоть до 1998 года проходили летные испытания нового самолета. Летом 1999 года летательный аппарат был выставлен на экспозиции Московского аэрокосмического салона. В 2001 году истребитель получил индекс Су-47 и наименование “Беркут”.
«Беркут« вместе с Су-35УБ
Необычный самолет выполнен по конструкции «триплан-тандем» с высокорасположенным крылом обратной стреловидности (-20° по передней кромке). Крыло имеет цельноповоротное ПГО с уголом стреловидности по передней кромке 50°. Цельноповоротный стабилизатор имеет угол стреловидности по передней кромке 75°. Консоли крыла складывающиеся. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения, изготовлен из титановых и алюмининевых сплавов. Передняя часть носового обтекателя создана приплюснутой, с оребрением.
Истребитель имеет трёхопорное шасси, с носовой стойкой, и после взлета оно складывается в фюзеляж. Силовая система представлена двумя двухконтурными ТРД Д-30Ф6. Ряд агрегатов схемы (фонарь, шасси, катапультное кресло К-36ДМ) взяты от самолета Су-27. В состав устройств истребителя включены интегрированный комплекс дистанционного управления полётом (такая же как и на Су-37). Вооружение состоит из ракет средней дальности Р-27, 30-мм пушки ГШ-301, ракет ближнего боя Р-73.
Схема Су-47
При изготовлении Су-47 “Беркут” применяется перспективная технология, которая позволяет создавать детали обшивки в плоской форме, затем изменять в поверхности двойной кривизны, имеющие сложную конфигурацию, и стыковать их между собой с высокой точностью. Использование крупногабаритных панелей (до 8 м длиной) позволяет свести к минимуму крепёж и достигнуть значительной гладкости поверхности. В целях обеспечения низкой РЛ-заметности применяется особенное покрытие и уникальные инженерные решения (крыло обратной стреловидности , изменение каналов воздухозаборников, конформная подвеска оружия). В схеме обширно применяются композиционные материалы (крыло — на 90% по весу).
В 1999 году самолёт С-37 был включён в государственный оборонный заказ. Сейчас истребитель является экспериментальным, необходимым для лётной проверки новых технологических решений, демонстрации технологий и отработки элементов сверхманевренности. В дальнейшем он должен стать прототипом сверхманевренного многофункционального истребителя.