Истребитель 5 поколения

истребитель 5 поколения

Важность создания истребителя 5 поколения рассматривается как вопрос дальнейшего успешного развития военных самолётов.

Исторически наметилось 3 направления развития военных истребителей 5 поколения. Первым являются проекты начала 1980-х годов, когда отечественные конструкторы занялись программой МФИ (Многофункциональный фронтовой истребитель), а их коллеги из США начали осуществлять проект ATF. Идеи имели общую тенденцию к разработке современных боевых истребителей Су-27 и F-15C, соответственно. Здесь можно отметить американские программы JAF, JSSA и MRF, целью которых являлось изготовление замены самолета F-16C новой многофункциональной крылатой машиной военно-воздушных сил Соединенных Штатов, а также проект АТА, обозначавший разработку палубного самолёта ВВС США.

Удача благоволила немногим из начатых программ. Так, до конца была доведена программа ATF, предусматривающая концепцию истребителя F-22
Raptor, который в настоящее время находится на боевом дежурстве. Это изделие было получено в результате сотрудничества компаний «Боинг» и «Локхид Мартин». Советский проект «Многофункциональный фронтовой истребитель» завершилась изготовлением опытной машины под индексом «1.44», испытания которой были окончены или, лучше сказать, прерваны в 2000 году.

Многофункциональный фронтовой истребитель

Многофункциональный фронтовой истребитель «1.44»

Вторым историческим этапом моделирования истребителя 5 поколения являлось логическое продолжение старых программ и появление некоторых новых в 1990-х. Например, на смену идеи MRF BBC США и A-X ВМФ США пришли программы JAST ( в дальнейшем замененная JSF). Также в США имелись программы NATF ( в дальнейшем замененная A-X), которая продолжила ход программы ATA. В это десятилетие Великобритания занялась развитием собственного истребителя 5 поколения, которое получило отражение в проекте NCA, затем FOA, а чуть позже развиваемая в под названием FOAS. В дальнейшем англичане смогли создать реальный облик будущего истребитель 5 поколения, однако бросили собственную программу FOAS и присоединились в качестве партнеров к конструкторам из США. Российские конструкторы тоже продолжили изыскания в данной области. В 1990-х годах отечественная программа носила название ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).

Третий этап является, по большей части, инициативными разработками
истребителей пятого поколения
самими конструкторами, а не заказчиками. В данном случае активность проявляли такие страны как Индия, Китай, а также Западная Европа.

Европа, уступившая пальму лидерства в создании истребителя 5 поколения Соединенным Штатам, попытается «догнать и перегнать» при помощи внедрения современных амбициозных технологий в проектирование и создание истребителя. Китай и Индия не стали искать что-то новое и пользуются наработками в данной области Советской школы. Российские энтузиасты моделируют самолёт более легкий, нежели предусмотренные МФИ и ПАК ФА.

Рассказывая об открытом показе иностранным экспертам истребителя «1.44», академик и руководитель ГосНИИ АС Евгений Федосов сказал, что «исследование общей концепции истребителя 5 поколения началось сразу же после принятия на вооружение основных образцов боевых самолетов 4-го поколения, то есть истребителей МиГ-29 и Су-27″. И это было правдой. Начиная с 1991 года, на заседании президиума НТС МАП Советского Союза, который сопровождался участием руководителей из других отраслей оборонки, по докладам руководителей ГосНИИ АС и ЦАГИ было принято решение о старте работ по комплексной целевой программе развития фронтовой авиации и создании на ее основе 2 перспективных истребителей разной весовой категории. В дальнейшем это решение оформилось в программах многофункционального фронтового истребителя и легкого фронтового истребителя.

В отличии от Западной Европы, где наметился временной разрыв между созданием
истребителя
4 и 5 поколения, у отечественных конструкторов такого не было. Исходя из этого, в Советском Союзе в программе истребителя пятого поколения активно воплощали в жизнь многие концепции, которые разрабатывались для 4-го. Основной и таких концепций была разработка 2 весовых категорий самолётов и максимально возможное превосходство над подобными машинами вероятного противника. В Соединенных Штатах наблюдалась аналогичная ситуация.

Итогом работ двух сверхдержав над разработкой истребителей 4 поколения стало создание легкой и тяжелой весовой категории – соответственно МиГ-29, F-16 и Су-27, F-15. В дальнейшем на мировом рынке родился спрос на данные машины. Аналогичный случай повторился и в начале 1980-х годов, приведший к созданию у СССР и в США проектов легких и тяжелых истребителей 5-го поколения.

МиГ-29 и F-16

МиГ-29 и
F-16

Су-27 и F-15

Су-27 и F-15

Американцы, недолго думая, занялись программой ATF, которая включала проект тяжелого истребителя 5 поколения. Естественно, что отечественные конструкторы ввязались в гонку и принялись развивать идею тяжелого многофункционального истребителя, предложенного в ОКБ им. А.И. Микояна. Интерес к лёгкому фронтовому истребителю в это время у Советского Союза угас.

Гонка вооружения между Советскими и американскими разработчиками носила очень ожесточенный характер, и, в первую очередь, благодаря схожести концепций, реализуемых в программах. По словам управляющего созданием F-22, о месте отстающего на тот период не могло быть и речи, и неважно каким соотношением «стоимость–эффективность» оформится данный проект.

В настоящее время невозможно судить или сравнивать плоды работ, осуществленных программами МФИ и ATF. Это связано с тем, что в 1995 году программа МФИ прекратила своё существование, а разработка F-22 в США за неимением у него конкурента и достойного противника в воздухе была поставлена под вопрос.

В Соединенных Штатах после 1995 года стартовала программа JSF. Целью её являлась реорганизация, имевшейся на данный момент в США, системы покупки/продажи боевой авиации. Схема модернизации касалась всех этапов, начиная от проектирования и, заканчивая сбытом истребителей. Один из экспертов JSF заявил, что данный проект «не просто новый боевой самолет, это новая идеология боевого самолета». То есть вся американская система в 1990-х годах переходила на современную идеологию.

Существенным отличием, которое характеризовало новое мировоззрение, являлся системный принцип при разработке истребителя 5 поколения. Этот взгляд не является новым, и он активно проповедовался Советскими разработчиками ПАК ФА в ОКБ им. П.О. Сухого, когда моделирование истребителя 4 поколения сопровождалось понятием об авиационном комплексе.

Современная концепция истребителя 5 поколения рассматривает боевую машину как часть информационного поля, в котором она может обмениваться информацией с другими объектами. То есть важность приобретает система или совокупность истребителей, сгруппированных в боевой комплекс.

Ярким примером такой боевой системы является американская авиационная экспедиционная армия (Air Expeditionary Force – AEF), которая возьмёт на себя реорганизацию всей военной авиации Соединенных Штатов. В сумме около 10 подобных боевых комплексов смогут обеспечить нужды ВВС США.

На данный момент военно-воздушные силы Соединенных Штатов исходят из необходимости формирования авиационных экспедиционных армий истребителями 5 поколения F-35 и F-22. По замыслу руководства США каждый боевой комплекс AEF будет включать около 210-280 боевых крылатых машин (10% из них F-22).

Сравнение габаритов самолётов F-16, F-35 и F-22

Сравнение габаритов самолётов F-16, F-35 и
F-22

Тактика применения системы подразумевает использование F-22 «Raptor« в качестве управляющей единицы, а исполнителем будут F-35. Исходя из этого, истребители «Raptor» снабжаются самой совершенной радиолокационной станцией, необходимой для создания единого информационного поля, а боевые единицы-исполнители F-35 будут обеспечены мощным вооружением. То есть наблюдается разделение функций в рамках одной боевой группировки, при этом F-22 играет роль информационных систем типа JSTARS, AWACS, и одновременно несёт вооружение (пусть и не такое мощное как F-35).

По мнению экспертов, 1 единица AEF в состоянии перекрыть своим влиянием зону, равную по площади 1/2 штата Техас. Одновременно будет достигаться господство в воздушном пространстве и имеется возможность работать на 200 наземных целей каждый день.

——

по информации: http://nvo.ng.ru/armament/2006-05-19/6_plane.html

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *