Ирак это одно из наиболее «заминированных» государств в мире. Ирак является производителем мин и экспортером противопехотных мин. По расчетам на 2003 год было обнаружено свыше 10 млн.мин, закопанных в земле — 8 млн. противопехотных и 2 млн. противотанковых.
Активное минирование местности и создание обширных минных полей объяснялось тремя основными задачами:
1. Защита границ Ирака в затяжной войне с Ираном (1980-1988 гг).
2. Сдерживание интервенции при войне в Персидском заливе (1990-1991 гг.)
3. Подавление популяции курдов в северном Ираке.
Мины Северного Ирака и проблема невзорвавшихся снарядов возникла в конце Второй Мировой Войны, но мины в данном регионе использовались редко вплоть до 1960-1970 годов. В течение этого периода, посредством создания минных полей, правительство центрального Ирака стремилось подавить стремление курдов к автономии.
В процессе Ирано-Иракской войны, иракские военные были втянуты в три главных военных конфликта. С 1983 по 1988 Ирано-Иракская война характеризовалась широкомасштабными атаками на укрепленные траншеи, фортификационные сооружения и минированных позиций с обеих сторон. Оба государства применяли мины, в значительной степени, вдоль общих границ. В дополнение, Ирак активно устанавливал бомбы в северных областях страны для устранения активности инакомыслящих.
В течение этого периода иракские солдаты получили хорошие знания и опыт в применение ловушек, капканов и самодельных взрывных устройств (СВУ).
В войне в Персидском заливе коалиционные войска сталкивались со значительным количеством этих поделок. Большинство из них находились в многочисленных комплексах укрепленных районов и бункеров.
На севере иракские войска регулярно устанавливали 23 литровые канистры с напалмом в качестве средства устрашения курдского населения. Еще одной западней являлись выпрыгивающие противопехотные фрагментарные мины Valmara 69.
Применение ловушек Ираком было подобным и в Израиле, где это государство наносило удары и сеяло панику среди войск США и коалиционных войск.
Умение атаковать Ирак возросло с учащением нападений, направленных против запрещенных конвоев. Значительное количество иракских магистралей широкие и современные, с от 4- до 8-полосами. Активное использование и движение по ним является обычным делом. Коалиционные войска во многих случаях использовали эти современные шоссе для быстрого передвижения. В результате, СВУ стали наибольшей угрозой конвоев. К сожалению, предсказание графика движения войск является относительно простым делом, что повышает уязвимость против вражеских атак. Кроме того, существует множество мостов и переездов, которые позиционируются как «мертвые точки». Середину дорожного покрытия очерчивает полоса, поросшая растительностью, и, именно здесь устанавливались многие взрывные устройства, часть их монтировалась под балки. Мешки из под муки, консервные банки, канистры, канализационные люки, туннели под дорогами, цементирование, а также трупы животных, активно применялись повстанцами для маскировки самодельных взрывных устройств.
Позднее 2003 года от 40 до 60% всех нападений начинались с СВУ. Некоторые из этих атак включали непосредственно эффекты детонации, однако, всё больше и больше поздних СВУ применялись как средства отвлечения конвоя.
Некоторые бомбы инициировались удалено при использовании относительно простых устройств, таких как передатчики открытия гаражных ворот, автомобильные сигнализации, брелки для ключей, дверные звонки, дистанционное управление игрушечными моделями, FRS и GMRS приемопередатик, сотовые телефоны и пейджеры. Кроме того, во многих случаях они подразумевали наблюдение за областью нападения. Тем не менее, приспособление под свои нужды радио, сотовых телефонов и других дистанционных средств управления дало противнику возможность наблюдать за войсками с относительно безопасной дистанции.
Тактически при конвоировании, солдаты нуждаются в: быстром определении мест, потенциально благоприятных для установки бомб; быстром уходе из мест, где устроена засада и установлены СВУ; сохранении расстояния, по крайней мере, 300 метров от опасных мест (передача радио и сотовых телефонов может вызвать детонацию в пределах 300 метров); выявление вторичных потенциальных взрывных устройств, которые могут находиться параллельно основной засаде или быть установлены на окольных путях.
Вражеские войска применяют следующие технику, монтируя бомбы: используют командноуправляемые устройства (как проводные, так и радиоуправляемые); используют смертоносные
боеприпасы, артиллерийские снаряды и другие крупнокалиберные боеприпасы; закупают в определенных местах аккумуляторы для питания и дверные звонки для удаленного управления; используют динамики и простые провода для установки взрывного устройства на месте скрытия; используют скрытые позиции, которые, как правило, видны в мертвой зоне (будь то строение или заброшенный автомобиль) и простые маршруты эвакуации;
маскируют СВУ под различные остатки придорожного мусора, закапывают в дорожное покрытие или в среднюю полосу, устанавливают их под брусчатку; использую приманку, которая тормозит или останавливает конвой в мертвой зоне; забрасывают устройства в стороне от дороги или в места переездов. Устройства подвешиваются на веревках на уровне лобового стекла машин; используются тушки мертвых животных для скрытия бомб; СВУ монтируются ночью и инициируются между 6-00 — 12-00 часами.
Устройства последовательного подключения.
Устройства последовательного подключения.
Последовательное подключение устройств представляет собой две и более бомбы, соединенных вместе таким образом, что единый сигнал инициирует их в одно время.
На картинке сверху, Багдад, сломанный автобус (обозначен зеленым квадратом) является причиной задержки передвижения и увеличения времени перехода через мертвую зону. В данном примере СВУ не сработало, когда его обнаружили. В системе устройств последовательного подключения не было детонатора. Замеченное в данном случае устройство могло иметь несколько скрытых мест. Враг мог находиться в одной из нескольких построек, обозначенных на верхней фотографии.
Данное СВУ обычно включают от 3 до 5
артиллерийских боеприпасов среднего калибра (100-мм), или танковые снаряды, в некоторых случаях, многофункциональные ракеты с боеголовкой несколько метров, установленную в стороне дороги или вдоль дороги. Снаряды имеют капсюль-детонатор и соединены с детонирующим шнуром или электрической проводкой.
Непосредственно в мертвой зоне скрытые устройства обычно простираются на несколько десятков метров, поддерживая максимально тактически допустимое пространство между машинами можно сделать так, что только единицы подвергнуться взрыву. Водители должны быть особенно бдительны на второстепенной дороге, движение на которых затруднено неровностями, где машины часто сбиваются в кучу. Командир и водитель должны знать и определять опасные места, где наиболее вероятны СВУ. Зоны включают распаханные участки грунта вдоль дорог, борозды на дорожном полотне, кучи мусора и т.д.. Замедленное реагирование и передвижение в зоне нападения может дорого стоить.
—-
http://www.globalsecurity.org/military/intro/ied-iraq.htm
http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle_east/4779437.stm