Ка-52

Ка-52

В 1984 году, когда в Советском Союзе испытывались Ми-28 и В-80, требовалось создание вертолёта с возможностями радиолокационного и оптико-электронного комплекса для того, чтобы вести разведку с воздуха и поддерживать групповые действия штурмовых вертолётов (в том числе и посредством установления и указания целей). Вертолёт В-60, который был спроектирован во множестве вариантов благодаря конструкции (транспортный, многоцелевой, корабельный), в ОКБ имени Н.И.Камова решили взять за основу разработки данной машины. Цель разработки комплекса – повышение эффективности применения групп боевых вертолётов, на которых радиолокация и другие средства разведки и наблюдения несколько примитивнее и недостаточно эффективны по сравнению с ним.

Экономическое состояние страны в конце восьмидесятых годов прошлого века не давало разработкам развернуться в полную силу и замедлило проектирование вертолёта. С.В.Михеев, генеральный конструктор ОКБ имени Н.И.Камова, перенёс проект на готовую и выпускаемую серийно модель вертолёта Ка-50, которая обладала множеством функций, позволявших не только ведение разведки, но и принятие вертолётом участия в воздушных боях. Специфика модификации Ка-50 заключалась также в том, что вертолёт мог вести боевые действия в ночное время и при сложных погодных условиях. Управление осуществлялось не одним членом экипажа, для полноценного функционирования требовались двое. ОКБ имени Н.И.Камова приняло решение, что члены экипажа будут находиться рядом, оба спереди, чтобы не дублировать приборы, по которым ориентировался бы находящийся сзади член экипажа и улучшить их взаимодействие в целом, предоставив им возможность видеть друг друга полностью. Это было неординарным решением, так как большинство армейских вертолётов того времени, всё же, использовало размещение пилотов друг за другом. Благодаря такому ходу сложные режимы полёта, например, полёт на небольшой высоте, выполнялись более слаженно.

 

Ка-52 аллигатор.

Ка-52
Аллигатор.

Ровно через десять лет, в сентябре 1994 года, двухместная модификация Ка-50 была представлена макетной комиссии (макет вертолёта в отношении 1:1 демонстрировался на МАКС-95). Использование деталей и систем серийного вертолёта было максимальным. Так, остекление конструировалось из готовых частей, используемых на Ка-50, что снижало аэродинамику двухместной машины и увеличивало вероятность идентификации с помощью радиолокационных приборов. Данный вариант был отправлен на доработку передней части фюзеляжа, и в середине 1996 года остекление было разработано, после чего производство фирмы «Камов» начало создавать образец вертолёта, названный Ка-52.

Ударный вертолет Ка-52.

Ударный вертолет Ка-52.


Ударный вертолет Ка-52.

 

Конструировался Ка-52 на основе серийного вертолёта Ка-50, имевшего бортовой номер 021. После демонтажа передней части фюзеляжа машины началось конструирование новой, модернизированной, а также оснащение Ка-52 несколькими обзорно-прицельными системами (для того, чтобы выбрать наиболее удобную и подходящую для вертолёта). После окраски готового вертолёта (он был собран в ноябре 1996 года) ему был присвоен бортовой номер 061. Накануне наземного показа и представления журналистам данная машина получила имя «Аллигатор», которое было впоследствии написано крупными белыми буквами на левом борту.

Со слов разработчиков, Ка-52 был на 85% унифицирован с серийной машиной
Ка-50
«Чёрная акула»
. Силовая установка, шасси, несущая система, средняя и хвостовая части фюзеляжа, а также крыло и оперение «Аллигаторе» полностью повторяли небезызвестный Ка-50. Приборное управление вертолёта, передняя часть, включающая кабину, остекление и многие другие элементы, были принципиально новыми. В «Аллигаторе» использовались катапультируемые кресла Ка-50 модели К-37-800, а из приборных систем – жидкокристаллические дисплеи вместо электромеханических указателей, мощный оптический перископ для двух глаз (на месте штурмана-оператора), располагающийся под кабиной в сферическом обтекателе. Наличие двух мест позволяет использовать Ка-52 для тренировок лётчиков Ка-50, одноместных вертолётов.

На поверхности фюзеляжа с верхней стороны (перед колонкой несущих винтов) располагается основной комплекс навигационных приборов – ГОЭС «Самшит-Э» в виде сферы диаметром  640 мм, включающий лазерный дальномер-целеуказатель, тепловизор (французского производства), дневную телевизионную систему а также пеленгатор лазерного пятна. На самом первом экземпляре Ка-52 под носовым обтекателем была установлена система «Ротор», представляющая из себя круглосуточную обзорно-прицельную систему с двумя оптическими окнами (на одном из них был установлен датчик французского тепловизора «Виктор»), крепящуюся на поворотной установке с максимальным углом поворота 110 градусов. Вместо «Ротора» на Ка-52 впоследствии предполагалось разместить радиолокационный комплекс «Арбалет», часть его модулей – в носовом обтекателе (вместе с антенной обнаружения наземных целей), часть – над колонкой несущих винтов, рядом с «Самшит-Э». Ка-52 имеет вооружение, аналогичное Ка-50Ш.

 

Ка-52


Ка-52

 

В связи с увеличением массы и изменением формы фюзеляжа при сохранении силовой установки Ка-52 имеет несколько меньший «потолок» (статический уменьшился с 4000 м до 3600 м, а динамический – с 5500 м до 5000 м) и изменения иных лётных характеристик. Масса вертолёта увеличилась на 600 кг по сравнению с Ка-50, с 9800 до 10400 кг. Исправление этого недостатка планируется с помощью установки более мощных двигателей ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3), максимальная мощность которых – 2700 л.с. в кратковременном чрезвычайном режиме и 2500 л.с. во взлётном режиме. Данные двигатели совместно разработаны ОАО «Мотор Сич» и Санкт-Петербургским заводом имени В.Я.Климова.

 

Ка-52

 

После того, как корейский тендер на выпуск Ка-52 перестал быть актуальным для фирмы «Камов», программа Ка-52К была заброшена. Однако, несмотря на это, сами испытания и разработки дали большой опыт по совершенствованию производства Ка-52 для Российской Армии. На «Аллигаторе» проводились отработки новой техники, различных вариантов бортового оборудования. Данный экземпляр демонстрировался на МАКС-2003 в комплектации: в сферическом обтекателе перед колонкой несущих винтов — система «Самшит-БМ-1» для круглосуточного обзора и идентификации объектов, целепостановки и автосопровождения наземных целей по телевизионному и тепловизионному каналам; радиолокационный комплекс «Арбалет» — «воздух-поверхность» в носовой части и «воздух-воздух» над колонкой несущих винтов; пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС для обзора местности в любое время суток и идентификации наземных ориентиров (на базе ГОЭС-520), находящаяся под носовой частью фюзеляжа в виде сферического обтекателя РЛС, являющегося «прозрачным» для радиосигналов. Испытательный этап ГСИ (Государственных совместных испытаний) был пройден «Аллигатором» успешно, после чего было налажено его серийное производство (завод «Прогресс» в Арсеньеве), а на данный момент по схеме Государственных совместных испытаний проводится этап отработки нового оборудования.

 




















Модификация

  Ка-52

Диаметр главного винта, м

  14.50

Длина,м

  13.50

Высота ,м

  4.90

Масса, кг

 

  пустого

  7800

  нормальная взлетная

  9800

  максимальная взлетная

  10400

Тип двигателя

  2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

Мощность, кВт

  2 х 1638

Максимальная скорость, км/ч

  300

Крейсерская скорость, км/ч

  270

Практическая дальность, км

  1160

Дальность действия, км

  520

Скороподъемность, м/мин

  600

Практический потолок, м

  5500

Статический потолок, м

  3600

Экипаж, чел

  1

Вооружение:

 одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами
 Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески
 4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или
 80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР
 или контейнеры с пушками или пулеметами

———-

defencetalk..com

hubschraubermuseum..de

kaliteliresimler..com

wair..fr

http://www.airwar.ru/enc/ah/ka52.html

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *