БПЛА «Reaper»

MQ-9 «Reaper» («Жнец») (первоначальное название «Predator B») представляет собой беспилотный летательный аппарат, разработанный компанией General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) для использования ВВС и ВМФ США, ВВС Великобритании и Италии. MQ-9 и другие БПЛА относятся к дистанционно-пилотируемым системам, управляемым операторами с земли. БЛА «Reaper» является первым ударным аппаратом, созданным для проведения высотных продолжительных операций.

Он больше и более функционален, чем ранняя модель MQ-1 «Predator» («Хищник»), хотя и использует туже наземную станцию управления. БПЛА «Жнец» имеет 950-сильный (712 кВт) турбовинтовой двигатель, более мощный по сравнению с поршневым 115-сильным (86 кВт) двигателем БПЛА «Predator». Увеличение мощности позволяет беспилотнику нести в 15 раз больше оборудования и вооружения и проводить в воздухе в 3 раза больше времени при скорости полета как у «Хищника». Хотя MQ-9 способен осуществлять программируемый автономный полет, он всегда находится под пристальным вниманием наземной станции, а использованием его вооружения руководит пилот.

В 2008 году Национальная гвардия Нью-Йорка 174-ого истребительного авиакрыла осуществили переход от пилотируемых F-16 к удаленно-управляемым MQ-9 «Reaper», получив первую ударную эскадрилью беспилотных летательных аппаратов.

Вскоре начальник штаба ВВС Соединенных Штатов Михаил Мозли (T. Michael Moseley) сказал, «Первоначально мы двигались в сторону использования беспилотников для интеллектуальных операций наблюдения и разведки, до момента начала кампании «Свобода Ирака», где аппараты «Жнец» показали свою эффективность, выступая в качестве ударных БПЛА». На 2009 год ВВС США насчитывали 195 БЛА «Хищник» и 28 БЛА «Жнец».

После успеха беспилотного аппарата MQ-1 «Predator» в боевых операциях компания General Atomics предвидела желание Военно-воздушных сил получить усовершенствованную машину.
Сравнительная иллюстрация планеров БПЛА
Сравнительная иллюстрация планеров БПЛА «Predator»
и «Reaper».

Прототип «Predator B»
Компания General Atomics притупила к разработке «Reaper» с аппарата «Predator B-001», модели подтверждения концепции, который совершил первый полет 2 февраля 201 года. Беспилотный аппарат B-001 оборудовался турбовинтовым двигателем Allied Signal Garrett AiResearch TPE-331-10T, мощностью 950 л.с. (712 кВт). Его планер основывался на конструкции «Хищника», за исключения более широких и длинных крыльев (удлинение с 14,6 до 20 м). B-001 развивал скорость 390 км/ч, имел полезную нагрузку 340 кг и мог выполнять высотные (до 15200 метров) продолжительные (до 30 часов) задания.

General Atomics модернизировала конструкцию, пойдя двумя путями. Первый являлся реактивным аппаратом. «Predator B-002» имел турбовентиляторный двигатель Williams FJ44-2A с тягой 1040 кгс. Он мог нести полезную нагрузку 215 кг, набирать высоту 18300 м и совершать полет в течение 12 часов. Первые два прототипа B-001 и B-002 находятся в музее USAF на авиабазе Райт-Паттерсон (Находится в северо-восточном пригороде Дейтона, шт. Огайо). B-002 изначально оснащался двигателем FJ-44, но затем получил двигатель TPE-331-10T, поэтому музе USAF получил две конфигурации одного аппарата.
Однако, армия отдала предпочтение второй модели, появившийся в 2007 году. Второе направление получило обозначение «Predator B-003», также названное компанией General Atomics – «Altair» («Альтаир»). Он имел размах крыльев 25,6 м и массу без нагрузки – 3175 кг. Подобно прототип «Predator» B-001, B-003 оснащался турбовинтовым двигателем TP-331-10T. Данный вариант имел полезную нагрузку 1360 кг, максимальную высоту 15800 м и время полета 36 часов.
Модель MQ-9 «Reaper» на вооружении Военно-воздушных сил

В октябре 2001 года ВВС заключили контракт с GA на приобретение пары «Predator B»-003 для оценки, с заказом на дальнейшее промышленное производство. Первые испытания MQ-9 проводились в 2002 году. Название «Альтаир» не было присвоено аппарату во время тестирования, а в дальнейшем военные называли его «Predator B», вплоть до получения прозвища «Reaper» («Альтаир» стало названием беспилотных аппаратов, состоящих на службе NASA). Удивительно, что данный термин производитель относил и к прототипу B-001.
Операторы, находящиеся на базах, например, на авиабазе в Creech около Лас Вегаса, могут охотиться за целями или наблюдать территорию, используя ряд датчиков, включающих тепловизор. Благодаря бортовым камерам можно разглядеть номерные знаки на расстоянии до 3 км. Через спутниковую связь сигналы управления оператора достигают беспилотник за 1,2 сек. MQ-9 имеет 6 точек подвески (пилонов). Внутренние пилоны вмещают 680 кг полезной нагрузки каждый, они годятся для переноски внешних топливных баков. Пилоны на середине крыльев несут 270 кг нагрузки каждый, в то время как к каждой внешним точке подвески крепится груз до 90 кг. С двумя 450 кг внешними топливными баками и 900 кг вооружения MQ-9 способен совершать полет на протяжении 42 часов. При полной загрузке оружием MQ-9 может пролетать 14 часов. Вооружение БПЛА «Reaper» включает управляемые по лазерному лучу бомбы GBU-12 Paveway II, ракеты класса «воздух-земля»
AGM-114 Hellfire II с лазерной системой наведения, управляемые ракеты AIM-9 Sidewinder класса «воздух- воздух » с инфракрасной головкой самонаведения, и недавно опробованные бомбы GBU-38 JDAM (JDAM — комплект оборудования на основе технологии GPS, который переводит существующие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы). Испытания показали возможность использования ракет класса «воздух- воздух » AIM-92 Stinger.
Бомба GBU-12 Paveway II (слева) и ракеты AGM-114 Hellfire II (справа) на внутренней и средней подвесках, соответственно.

Бомба GBU-49 (слева) и ракеты AGM-114 Hellfire II (справа) на внутренней и средней подвесках, соответственно.

Бомбы GBU-12 Paveway II.

Бомбы GBU-49.

В октябре 2007 года на службе ВВС США состояло 9 БПЛА «Reaper», и в 2009 году было решено вести крупномасштабное производство. 18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат, позволяющий беспилотникам MQ-1 и MQ-9 патрулировать гражданское пространство в поиске пострадавших от аварий и бедствий.
В сентябре 2007 года MQ-9 «Reaper» поступил на службу в Баллад, крупнейшую авиабазе в Ираке. 28 октября 2007 года газета Air Force Times сообщила о том, что «Жнец» уничтожил ракетой Hellfire афганских повстанце в деревне Дех Равуд провинции Урузган.

Критики завили, что ВВС очень требовательны в квалификации пилотов, управляющих БЛА, что ограничивает использование аппаратов. Генерал-майор ВВС США Вильям Роу (William Rew) 5 августа 2008 года сказал, «Мы летаем на них прямо сейчас. Они полностью интегрированы в воздушные операции и работают совместно с пилотируемой военной техникой. Мы хотим, чтобы пилоты на них активно летали» Однако, это может осложнить проблему потерь аппаратов.
Многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52
Многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52
Система MQ-9 состоит из составного БПЛА, наземной станции управления, средств связи, запасных частей и обслуживающего персонала. Экипаж включает пилота и оператора датчиков. Исходя из поставленной задачи беспилотный аппарат «Reaper» получает различные комбинации вооружения, либо датчиков. Многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52 включает цветную/монохромную камеру дневного видения, ИК-камеру, камеру с усиленной яркостью изображения с лазерным дальномером/целеуказателем для направления управляемых по лазеру боеприпасов. Система радара с синтезированной апертурой осуществляет прицеливание GBU-38 JDAM с высоким разрешением как при освещении прожектором, так и без него, наделена наземным индикатором движения.

Модель MQ-9 «Reaper» на вооружении ВМФ США
Согласно требованиям программы BAMS (Обширная область морского наблюдения) компания General Atomics создала морскую версию «Reaper», названную «Mariner» («Моряк»). Конструкция рассчитана на повышения объема топливных баков для осуществления полетов продолжительностью 49 часов. Предполагаемый окончательный вариант включал транспортабельную модель, которая имела складывающиеся крылья, короткое и более массивное шасси, зацеп для остановки, срезанное снизу или вообще исключенный нижнее хвостовое оперение и 6 точек подвески с общей нагрузкой 1360 кг. Победителем была объявлена компания Northrop Grumman со своим проектом беспилотника RQ-4N.

Таможенная служба США отдала предпочтение «Морскому варианту» MQ-9.

Вариант для Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства
Первоначально NASA проявляла интерес к производственной версии B-002 с турбовинтовым двигателем, но вскоре переключилась на невооруженный вариант «Reaper», который компания GA-ASI назвала «Альтаир». Это был один из трех вариантов планера «Predator-B». Двумя другими планерами являлись «Predator-B 001» и «Predator-B 002», имеющие максимальную взлетную массу 3400 кг. Альтаир отличался от данных планеров удлиненными крыльями (размах – 26 м) (на 610 см длиннее MQ-9). Альтаир обладал улучшенной авионикой для полета в гражданском воздушном пространстве под управлением Федерального авиационного агентства и демонстрировал «за горизонтные» возможности управления с наземной станции. Аппарат используется NASA Earth Science Enterprise в рамках программы NASA ERAST для выполнения научных операций.

В ноябре 2006 года Лётно-испытательный центр имени Драйдена приобрел MQ-9. Под названием «Ikhana» данный беспилотный аппарат работает по программе суборбитальных исследований. Кроме аппарата также получены наземная станция управления в грузовике. Беспилотник активно использовался в 2007 году для разведки лесных пожаров в Калифорнии.

Вариант для Министерства национальной безопасности
Министерство национальной безопасности Соединенных Штатов изначально получило один аппарат MQ-9 «Reaper» CBP-101 для патрулирования границ. Он начал работать 4 октября 205 года, но 25 апреля 206 года рухнул в пустыне Аризоны. Национальный совет по безопасности транспорта усмотрел причиной крушения ошибку пилота наземной станции, который неправильно разобрался в контрольной карте. Во время операционного периода данный БПЛА налетал 959 часов и способствовал совершению 2309 арестов. Он также внес вклад в задержание 4 машин с 3744 кг марихуаны. Так как работа беспилотника была оценена как крайне успешная, в сентябре 2006 года был получен, а 18 октября поднялся в воздух второй аппарат «CBP-104» (первоначально обозначаемый «CBP-102»). 16 февраля 209 года программа охраны была расширена и включила границы с Канадой, где наблюдается поток наркотиков, террористов, контрабандистов и переселенцев.

CBP-101 был оборудован радаром с синтезированной апертурой Lynx SAR, AX-15, радиоприемником ARC-210 и другими датчиками и средствами связи; CBP-104 получил спутниковую связь в Ku-диапазоне и датчики MTS-A электронно-оптическая/ИК.

На 2006 финансовый год в бюджет была включена дополнительная статья расходов в размере 45 млн.$ на развитие программы «Reaper», а в 2007 финансовом году Министерство национальной безопасности выделило ещё 20 млн.$. В октябре 2006 года, компания GA-ASI объявила о заключении контракта на сумму 33,9 млн.$ на поставку двух систем «Reaper» к концу 2007 года.

На сегодня Таможенная служба Соединенных Штатов имеет 6 БПЛА MQ-9. Один из них находится в Северной Дакоте на авиабазе операционного центра в Гранд-Фокс, 4 в Аризоне на авиабазе операционного центра в Сьерра-Виста и 1 базируется форте Драм, Нью-Йорк. Аппараты оборудованы радаром с синтезированной апертурой Lynx производства GA-ASI и ИК/ЭО датчиками MTS-B компании Raytheon.

Международные версии
Австралия
В сентябре 2006 года Автралийская организации оборонной науки и технологий провела испытательные полеты морского варианта «Reaper» для оценки возможностей в предотвращении нелегальной добычи рыбы, наркотрафика и нелегальной эмиграции. Аппараты базировались на авиабазе в Эдинбурге, Южная Австралия и Лирмонте, Западная Австралия и действовали вместе с патрульным судном класса «Армидейл» под контролем Управления по охране границ (ранее Joint Offshore Protection Command, сейчас — Border Protection Command).

Великобритания
27 сентября 2006 года Конгресс США получило уведомление от Управления военного сотрудничества министерства обороны о том, что Великобритания желает приобрести 2 БПЛА MQ-9 «Reaper». Новые беспилотники были отправлены с авиабазы Creech , Невада и поступили на службу в эскадрильи №39. В 2007 году ВВС Англии получили третий БПЛА. В декабре 2010 года Министерство Обороны Англии заявило об увеличении штата беспилотников «Reaper» до 10 единиц.

Германия
Германия подала запрос на приобретение 5 БПЛА и 4 наземных станций управления, а также запасные части и тренировочные материалы на сумму 205 млн.$. Запрос поступил 1 августа 2008 года от Управления военного сотрудничества министерства обороны в процессе рассмотрения Конгрессом программы продаж военной техники в зарубежные страны. Однако, в дальнейшем Германия отказалась от покупки, решив приобрести БПЛА «IAI Heron», совместное детище компаний IAI и Rheinmetall, который представляет собой временной решение перед получением созданием средневысотного аппарата большой продолжительности полета.

Италия
В августе 2008 года Италия подала запрос в Управление военного сотрудничества министерства обороны США на приобретение 4 аппаратов, 4 наземных станций управления и 5 лет технического обслуживания, на сумму 330 млн.$. В ноябре 2009 Италия заказала на два аппарата больше.

Практика использования
Калифорнийское учреждение экстренной службы потребовала от NASA поддержку в тушении пожара в Эсперанза, и после 24 часов «Altair» был запущен на 16 часовое задание картирования периметра пожара. Также «Altair» уже возвращался с тестового задания перед началом этого пожара. Полученная карта использовалась в совместном проекте NASA и Лесной службой США.

1 мая 2007 года, 432 авиакрыло ВВС США использовали MQ-9 «Reaper» и MQ-1 «Predator», управляемые с авиабазы Creech, Невада. Пилоты проводили боевые операции в Ираке и Афганистане летом 2007 года. В октябре 2007 производились полеты в Афганистане. С 6 марта 2008 года БПЛА «Reaper» атаковал 16 целей в Афганистане, используя 230 кг бомбы и ракеты «Hellfire». 4 февраля 2008 близ Кандагара MQ-9 сбросил бомбу на грузовик, в котором ехали повстанцы.

С 17 июня 2008 года с базы Белед БПЛА начали полеты в Ираке. Как говрилось ранее, 174 авиакрыло полностью состоит из аппаратов MQ-9. К марту 2009 года ВВС США насчитывали 28 действующих БЛА «Reaper».

13 сентября 2009 года MQ-9 участвовал в боевой операции в Афганистане, когда контроль над аппаратом был потерян, и он улетел за границу в Таджикистан. Спутниковая связь с машиной была восстановлена сразу после пересечения границы, что не оставило пилоту никакого другого выбора, как только следовать параллельно артиллерийским позициям. Истребитель F15E уничтожил его ракетой AIM-9. Это был первый случай, когда аппарат умышленно сбивался союзническими войсками.
Начиная с сентября 2009 года, MQ-9 используются африканским командованием США на Сейшельских островах (United States Africa Command) против пиратов в Индийском океане.

С июля 2010 года 38 БЛА «Predators» и «Reapers» потеряны в операциях в Афганистане и Ираке, и ещё 9 потеряны в тренировочных полетах на территории США.

9 ноября 2007 года Министерство обороны Великобритании заявило, что английские MQ-9 «Reaper» начали применяться против талибов в Афганистане. В апреле 2008 года упала 1 машина MQ-9. Англичане изъяли все светочувствительные материалы во избежание его захвата врагом.
Операторы

Военно-воздушные силы Италии, Турции (изначально имели 4 аппарата и 3 станции управления), Великобритании (эскадрилья №39),
ВВС США
Боевое авиационное командование
432-е экспедиционное авиакрыло (авиабаза Creech, Невада) — 19 и 42-я эскадрилья

53-е авиакрыло (авиабаза в Эглине, Флорида) – 556-ая испытательная эскадрилья (авиабаза Creech, Невада)

Авиационное командование специальных операций:

27-е экспедиционное авиакрыло – 33-я эскадрилья специальных операций (авиабаза Кэннон, Нью Мехико)

58-е авиакрыло для проведения специальных операций – 551-я эскадрилья для проведения специальных операций
Национальная гвардия ВВС
174-е боевое авиакрыло (Поле Хэнкока, Нью Йорк)
Таможенная служба
Сьерра Виста, Аризона

Гранд Форкс, Северная Дакота
Характеристики:
Экипаж: нет

Взлет и посадка со взлётно-посадочной полосы

Длина: 11 м

Размах крыльев: 20 м

Высота: 3.6 м

Вес пустого: 2223 кг

Емкость топливного бака: 1,800 кг

Максимальный взлетная масса: 4760 кг

Силовая установка: Honeywell TPE331-10 турбовинтовой двигатель, 900 л.с. (671 кВт), с цифровым электронным регулятором режима работы.

Максимальная скорость:: 482 км/ч

Крейсерская скорость: 276–313 км/ч

Дальность полета: 5,926 км

Продолжительность полета: 14–28 часов (14 часов в полной загрузке)

Полезная нагрузка: 1,700 кг

Внутренние отсеки: 360 кг

Внешние: 1,400 кг

Рабочий потолок: 15000 м

Операционная высота: 7500 м
Датчики
Радар AN/APY-8 Lynx II

Мультиспектральная система прицеливания AN/DAS-1 MTS-B
Вооружение
Точек подвески – 7

До 680 кг на два околобортовых пилона

До 340 кг на два средних пилона

До 68 кг на консольные

Центральная точка подвески не используется
Может нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire, либо 4 ракеты Hellfire и две 230 кг бомбы GBU-12 Paveway II (Mark 82). Также может нести 230 кг бомбы GBU-38 JDAM (c GPS наведением). Испытания показали возможность использования ракет AIM-92 Stinger.
——
en.wikipedia.org/wiki/General_Atomics_MQ-9_Reaper
http://media.defenseindustrydaily.com/images/AIR_UAV_MQ-1_Predator_vs_MQ-9_Predator-B_lg.jpg
http://files.air-attack.com/MIL/predator/mq9gpsbomb_20080520.jpg
http://twistedsifter.com/2010/05/worlds-deadliest-drone-mq-9-reaper/
http://twistedsifter.com/wp-content/uploads/2010/05/armaments-and-missiles-for-mq-9-reaper-uav-rpv-drone.jpg

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *