Танк Т-90

танк Т-90

На рубеже 1980-1990-х отечественная «оборонка» переживала далеко не лучшие времена. Тем не менее испытания Т-90 отличались высоким напряжением и интенсивностью. Танкпродемонстрировал уникальную надежность, пройдя 14000 км без сколько-нибудь серьезных поломок и отказов. Он показал среднюю эксплуатационную скорость, равную 28 км/ч, что значительно превосходило соответствующий показатель других отечественных и зарубежных машин аналогичного класса.

Серийное производство Т-90 было развернуто на «Уралвагонзаводе» осенью 1992 года. Однако постоянно сокращающийся оборонный заказ не позволил переоснастить российскую армию новой бронетанковой техникой в ощутимых масштабах. По сообщению средств массовой информации, к 2000 году промышленность поставила сухопутным войскам, в общей сложности менее 200 Т-90. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также подразделение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (дислоцированной в Бурятии).

танк Т-90Т-90

В последние годы МО РФ, не располагающее средствами на перевооружение армии новыми образцами боевой техники, взяло курс на модернизацию уже имеющихся арсеналов вооружения. В этих условиях технические решения, отработанные при создании Т-90, безусловно, будут задействованы и при модернизации парка танков Т-72. Можно предположить, что в начале 2000-х годов значительное число «семьдесятдвоек» будет «подтянуто» до уровня Т-90.

Российский танк Т-90

т 90

В то же время ориентация российского оборонного комплекса на экспорт отразилась и на судьбе Т-90. Машина, сочетающая наиболее современные технологии танкостроения с проверенными временем и боями конструкционными решениями Т-72, не могла не быть востребованной мировым рынком вооружения. Этому способствовало и некоторое замедление прогресса в области развития бронетанковой техники, наметившееся в 1990-е годы: появление танков нового поколения, ожидавшееся в развитых странах на рубеже XXI века, так и не состоялось. Такие государства, как США, Великобритания и Франция, ограничились производством и экспортом модернизированных боевых машин, созданных еще в 1980-х годах. А на фоне М1А2 или «Леклерка» Т-90 выглядит вполне современным танком, ни в чем не уступающим западным аналогам.

Первой заинтересовалась новым российским танком Индия. С 1980-х годов в этой стране были развернуты работы по созданию собственного основного боевого танка нового поколения — «Арджун». Однако по ряду технических причин в 1998 году производство первой серийной партии этих машин (120 танков) было приостановлено и вряд ли возобновится до 2002 года. В то же время вопрос совершенствования бронетанкового парка индийской армии приобрел еще большую актуальность после того, как во второй половине 1990-х годов главный геополитический противник Индии — Пакистан — начал закупки на Украине 300 танков Т-84 (экспортный вариант Т-80УД Харьковского завода).

Индия, располагающая 1700 танками Т-72 и Т-72М1 (ими оснащено в общей сложности 37 бронетанковых полков), остановила свой выбор на Т-90Сглубокой модернизации «семьдесятдвойки» (впрочем, в качестве альтернативного варианта рассматривалась и возможность доработки 800 танков Т-72).

Для испытаний в Индию было направлено несколько танков, отличавшихся от машин, выпускающихся для Российской Армии новыми, более мощными дизелями В-92С2. Индийские танки получили оснащение гусеничными лентами, позволяющими устанавливать новые асфальтоходные башмаки, более современный тепловизионный комплекс управления огнем, а также комплекс радиоэлектронного подавления «Штора-1». Сегодня танк Т-90С рассматривается как перспективная боевая машина индийской армии.

Осенью 2000 года достигнуто соглашение о продаже Индии лицензии на серийное производство 300 этих машин. Предполагается, что Т-90С заменят около 300 устаревших танков Т-55 советского производства, а также сохранившиеся навооружении танки «Виджаянта», разработанные и строившиеся в Индии (выпущено 1200 этих машин, большинство из которых в настоящее время находится на консервации).

Т-90С — результат тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии использования танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта эксплуатации танков Т-72 в различных странах мира.

Реализация в Т-90С ряда конструкционных разработок и мероприятий с применением перспективных технологий придалатанку новые боевые и эксплуатационные качества. По сравнению с предшественником — Т-72Сбоевые и эксплуатационные характеристики новой машины возросли в 1,5 раза.

Характерными особенностями машины являются предельно высокая техническая надежность всех узлов и агрегатов, а также всего танка в целом; высокая подвижность и маневренность; максимальная преемственность с танками семейства Т-72, что позволяет значительно упростить и удешевить подготовку экипажей.

Танк сохранил классическую компоновку «семьдесятдвойки». Основное вооружение, а также рабочие места командира и наводчика расположены во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия — в кормовой части корпуса, механик-водитель — в отделении управления в передней части танка. По габаритам и массе Т-90С практически не отличается от танковтипа Т-72 и Т-80.

Корпус танка — сварной. Днище выполнено штампованным. Верхняя лобовая панель имеет многослойную конструкцию со встроенной динамической защитой.

Танк Т 90

Танк Т 90

Т 90

Танк получил комплекс динамической защиты третьего поколения, обеспечивающий стойкость при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами М829А2 и DM43A1, входящими в боекомплект танков М1 «Абрамс» и «Леопард-2». Помимо увеличенной стойкости при обстреле моноблочными кумулятивными боевыми частями комплект обладает противотандемными свойствами, защищая Т-90С от новейших ПТУР типа TOW-2A и HOT-2. Обеспечивается и защита танка откумулятивных боеприпасов, атакующих танк сверху (например, авиационных и артиллерийских противотанковыхсуббоеприпасов). Элементы динамической защиты установлены также на бортовых резинотканевых экранах (по три, а в дальнейшем — по четыре блока с каждого борта).

Башня танка Т-90С, конструкционно являющаяся развитием башни Т-72Б, выполнена литой. Ее лобовая часть имеет комбинированную броневую защиту. В кормовой части расположен небольшой круглый люк для выброса поддонов. В передней части башни смонтировано семь блоков и один контейнер ДЗ. Еще 20 блоков ДЗ размещены на крыше башни.

Место механика-водителя имеет усиленную (по сравнению с Т-72Б) защиту. Оно прикрыто надбоем из водородсодержащего полимера с добавлением бора, лития и свинца.

Т-90С оснащен 125-миллиметровым гладкоствольным орудием — пусковой установкой 2А46М-2 (51 калибр). Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 400 м, осколочно-фугасными снарядами — до 1000 м. Максимальная дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м — 2120 м.

Карусельный автомат заряжения пушки (аналогичный используемому на Т-72Б) обеспечивает практическую скорострельность 8 выстр./мин (при ручном заряжении — 2 выстр./мин). Суммарный боекомплект машины составляет 43 выстрела. Он включает бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном 3БМ42 (начальная скорость 1715 м/с, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М (начальная скорость 905 м/с), осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционнымвзрывателем (начальная скорость 850 м/с, использующиеся совместно с системой дистанционного подрыва «Айнет», значительно повышающей эффективность борьбы с незащищенными целями, в первую очередь — легкими противотанковымисредствами противника), а также ПТУР 9М119.

ПТУР, имеющая систему наведения по лазерному лучу и обладающая трансзвуковой скоростью (340 м/с), обеспечивает поражение неподвижных и подвижных целей (в том числе и низколетящих вертолетов) на дальности 100..5000 м при скорости движения танка до 30 км/ч. Следует отметить, что танк Т-72Б может вести стрельбу ракетами лишь с места или с коротких остановок.

По сравнению с вооружением танков типа Т-72 на Т-90С обеспечена возможность быстрой смены ствола без демонтажа всей пушки. Симметричное расположение тормозов отката орудия позволило несколько увеличить точность стрельбы.

Пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» включает СУО 1А42 и систему управления ракетным вооружением 9К119 «Рефлекс».

СУО обеспечивает автоматический ввод поправок в параметры стрельбы. При этом учитываются скорость танка, дальность до цели и ее угловая скорость, температура воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра (для чего используется емкостный датчик ДВЕ-БС), температура заряда, угол наклона цапф орудия, а также степень износа канала ствола. СУО включает дневной прицел-дальномер 1Г46, поле зрения которого стабилизировано в двух плоскостях, цифровой баллистический вычислитель 1В528-1, а также двухплоскостной стабилизатор орудия 2Э4204 «Жасмин».

В башне танка установлен ночной активно-пассивный прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» (вместо которого может монтироваться тепловизионный прицел Т01-ПО2Т «Агава-2»), а также прицельно-наблюдательный комплекс командира танкаПНК-4С с прицелом круглосуточного действия «Агат-С». Замена активно-пассивного прицела на тепловизор позволяет увеличить дальность обнаружения целей на поле боя с 1500 м до 2500 м (что приближается к лучшим зарубежным стандартам). Однако высокая стоимость отечественного тепловизионного оборудования и недостаточная мощность производственной базы не позволяют укомплектовать прицелами Т01-ПО2Т все танки.

Вспомогательное вооружение Т-90С, предназначенное для борьбы с открытыми и легкобронированными целями, включает пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (12,7 мм, боекомплект — 300 патронов), размещенный в закрытой установке, позволяющей командиру вести огонь, наводя оружие посредством приводов дистанционного управления, не открывая люка танка. Пулемет обеспечивает поражение воздушных и наземных целей (в последнем случае он может работать в стабилизированном режиме). Имеется традиционный для отечественных танков спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект — 2000 патронов). Внутри танка в специальной укладке размещены автомат АКМС-74, сигнальный пистолет и десять ручных гранат типа Ф-1.

Танк имеет развитый комплекс обеспечения боевой живучести, включающий броню, систему встроенной ДЗ, быстродействующую систему автоматического пожаротушения 3ЭЦ13 «Иней», новейший комплекс ПАЗ и другое оборудование.

Боевая живучесть машины значительно возрастает и за счет оснащения ее комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора», который защищает машину от противотанковых ракет с командными полуавтоматическими системами наведения (TOW, HOT, «Милан», «Дракон») или ПТУР с лазерным полуактивным самонаведением AGM-65 «Мейврик», «Хеллфайр» и т.п.).

В состав комплекса вошла станция СОЭП ОТШУ-1 и система постановки аэрозольной завесы (СПЗ). СОЭП является источником модулированного ИК-излучения с параметрами, близкими к параметрам тепловых трассеров ПТРК типа TOW, HOT, «Милан», «Дракон» и т.п. Воздействуя на ИК-приемник полуавтоматической системы наведения ПТРК, она срывает наведениеракет. СОЭП обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в секторе ±20°. От оси канала ствола по горизонту и на 4,5° — по вертикали. Кроме того, ОТШУ-1, два модуля которой размещены в передней части башни танка, обеспечивает ИК подсветку в темное время суток, ведение прицельной стрельбы при помощи приборов ночного видения, а также может использоваться для ослепления любых (в том числе и малогабаритных) объектов.

СПЗ, предназначенная для срыва атаки таких ракет, как «Мейврик», «Хеллфайр» и артиллерийского корректируемого 155-мм снаряда «Копперхед», реагирует на лазерное излучение в пределах 360° по азимуту и -5/+25 — в вертикальной плоскости. В ее состав входят два оптических блока приема лазерного излучения точного целеуказания ТШУ-1-11, два сдвоенных оптических блока грубого целеуказания ТШУ-1-1 и аэрозольные гранаты 3Д17, выстреливаемые из стандартных 81-мм пусковых установок системы дистанционной постановки дымовой завесы «Туча» (12 мортирок укреплены по бортам корпуса с углом наклона 12° к горизонту).

Оптические блоки смонтированы на башне таким образом, чтобы обеспечить прием лазерного излучения в секторе 360°. Полученный сигнал с большой скоростью обрабатывается блоком управления, при этом определяется направление на источник облучения. Система автоматически определяет оптимальную пусковую установку, вырабатывает электрический сигнал, пропорциональный углу, на который следует довернуть башню танка с гранатометами, и выдает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55-70 м через три секунды после отстрела. СОЭП действует только в автоматическом режиме, а СПЗ — в автоматическом, полуавтоматическом и в ручном режимах.

Реализован комплекс мероприятий, снижающих радиолокационную, ИК и оптическую заметность танка. В частности, машина окрашена по специальной технологии, искажающей ее внешний вид в видимом и ИК-диапазонах спектра.

В настоящее время на серийных танках Т-90С устанавливаются многотопливные 12-циллиндровые дизели, разработанные Челябинским СКБ «Трандизель» В-84МС мощностью 840 л.с. В отличие от двигателей, устанавливавшихся на Т-72, дизели В-84МС имеют пониженную тепловую заметность (обеспечивающуюся применением сильфонов на коллекторах, позволяющих смешивать выхлопные газы с воздухом, что улучшает тепловой режим работы коллекторов и существенно уменьшает ИК-сигнатуру танка). Практически не теряя мощности, двигатели могут работать как на дизельном топливе, так и на бензине, керосине и других топливах.

К 2000 году на ОАО «Челябинский тракторный завод» был создан и успешно прошел государственные испытания новый, более мощный (1000 л.с.) танковый дизель В-92С2, предназначенный для установки как на танках Т-90С, так и на модернизируемых Т-72. Четырехтактный V-образный 12-циллиндровый дизель с жидкостным охлаждением и газотурбинным наддувом сохранил габариты (1466х896х902 мм) и массу (1020 кг) своих предшественников — В-46-6 и В-84МС. При этом у нового двигателя существенно снизился удельный расход топлива (со 180-182 г/л.с.ч до 156 г/л.с.ч). Запас крутящего момента возрос с 9-18% до 25-30%. При этом степень унификации с двигателями В-46-6 и В-84МС составила 74,6%, что позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся ремонтную базу и запчасти.

Топливо размещается в баках общей емкостью 1600 л (в том числе в корпусе, защищенном броней — 705 л). Кроме того, на кронштейнах в кормовой части корпуса машины могут размещаться две сбрасываемые бочки с топливом емкостью по 200 или 275 л.

На Т-90С практически без изменений сохранилась механическая планетарная трансмиссия, применяемая на Т-72Б, а также ходовая часть этого танка. Опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава, на 10 мм шире, чем на Т-72Б, что несколько улучшило баланс нагрузок на ходовой части машины. Могут использоваться гусеницы как с резино-металлическим, так и с открытым шарниром.

Танк может комплектоваться колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7. Чтобы исключить поражение механика-водителя при подрыве на мине (под днищем или гусеницами), его сиденье выполнено подвешенным к крыше корпуса, а в днище танкасформированы специальные выштамповки, повышающие жесткость конструкции.

Т-90С оснащен встроенным оборудованием самоокапывания, а также ОПВТ (обеспечивается преодоление водоемов глубиной до 5 м и шириной до 1000 м).

Связное оборудование включает УКВ-радиостанцию Р-163-50У и УКВ-приемник Р-163У. На командирском танке Т-90СКмонтируется дополнительная радиостанция Р-163-50К, навигационная аппаратура ТНА-4-3, а также автономный агрегат питания АБ-1-П28. Оборудование, установленное на командирском танке, обеспечивает поддержание одновременной связи по трем каналам (дальность связи в движении — 50-250 км, на стоянке — 250 км), а также непрерывную автоматическую выработку и индикацию координат.

Танк Т-90С имеет потенциал дальнейшего развития. В ближайшее время серийные машины должны получить новый дизель В-92С2. Можно предположить, что будет внедрен ряд усовершенствований в СУО (созданную еще в 1980-х годах), а также в комплекс связного оборудования. Неизбежным является и внедрение приемника спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, обеспечивающей высокую точность и надежность навигации.

В настоящее время в России ведутся работы по созданию нового оригинального дизельного двигателя с Х-образной схемой расположения цилиндров, обладающего мощностью 1400 л.с. В печати сообщалось и о работах по повышению мощности двигателя типа В-92 до 1200 л.с. Внедрение новых двигателей должно значительно повысить скоростные и разгонные характеристики танка, обеспечив превосходство Т-90 по этим важнейшим параметрам над лучшими зарубежными аналогами.

Предусматривается установка на танки комплекса ЭМЗ, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) мин с магнитометрическими взрывателями.

Ведутся работы по повышению эффективности вооружения танка. В частности, разрабатывается выстрел с бронебойнымоперенным подкалиберным снарядом, имеющим новую схему ведения. Удлиненный корпус снаряда, выполненный из вольфрамового сплава, и метательный заряд из высокоэнергетических порохов увеличивают бронепробиваемость по сравнению со снарядом 3БМ42 на 20%.

Новый выстрел 3ВБК25 с кумулятивным снарядом также обладает повышенной эффективностью действия. Он способен поражать танки противника, оснащенные сложной композиционной броней и усиленной ДЗ.

Введение в боекомплект танка осколочно-шрапнельных снарядов с электронным дистанционно-контактным взрывателем позволит повысить эффективность борьбы с малоразмерными танкоопасными целями, а также боевыми вертолетами. Такойснаряд обладает большей эффективностью по сравнению с осколочно-фугасным снарядом традиционного типа. К тому же при установке взрывателя на контактное срабатывание он обладает проникающим действием по различным типам преград.

Помимо совершенствования силовой установки, вооружения и повышения защищенности, важнейшим направлением совершенствования танка должно стать расширение возможностей его информационного комплекса. Во ВНИИ «Сигнал» как для новых, так и модернизируемых машин создан комплекс аппаратуры, обеспечивающий решение навигационных, информационных и командных задач. В состав комплекса входят система топопривязки и навигации четвертого поколения «Гамма» и аппаратура телекодовой передачи данных с высоконадежной системой связи.

На базе комплексной АСУ «Капустник», созданной для артиллерии, разработаны (и прошли испытания на танках типа Т-72) средства автоматизации управления танковым батальоном, командная часть которых размещается на командирском танке. Автоматизированная СУО и маневром танкового подразделения, по оценкам специалистов, позволит повысить суммарную боевую эффективность танков в 2-4 раза.

Т-90С разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.

В этом заслуга уже третьего поколения конструкторов «Уралвагонзавода» — учеников В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина — Ю.Н. Нейгебауэра, Н.А. Молоднякова, Ю.В. Тэна, Г.С. Горсевана, А.Д. Будилова, В.И. Гриба, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова и многих других.

Для танков Т-90С характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Российский ракетно-пушечный танк Т-90С, воплотивший в своей конструкции передовые научно-технические решения, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшимтанкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90Сразработаны и поставлены на серийное производство модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-3 и ИМР-3М, создана не имеющая аналогов в мире бронированная машина разминирования БМР-3М.

————————

Обсудить на форуме
ВТТВ-Омск-99. Полигон. Т-90С

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *