ТАВКР «Адмирал Горшков»

Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков"

Согласно постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 1 февраля 1977 года, в Невском проектно-КБ под управлением главного разработчика В.Ф.Аникеева был спроектирован ТАВКР программы 1143.4. Тяжёлый авианесущий крейсер производился в целях размещения на нем уникального летательного аппарата Як-41, который был способен вертикально садиться и взлетать. Для механизма взлета были изготовлены газоотводные приборы на взлётно-посадочных площадках, однако до установки на корабле дело не дошло. На период принятия крейсера на вооружение самолет вертикального взлета не был произведен, и тогда решили ограничиться самолетом Як-38.

В отличие от предыдущих вариантов, схема данного судна предусматривает радикальную перепланировку: преобразована форма надстойки, абсолютно изменилось радиоэлектронная составляющая (к примеру, впервые в советском флоте монтированы РЛС с фазированной антенной решёткой, привлечены системы "Подкат", "Фрегат", "Тройник", ГАК "Полином", БИУС "Лесоруб"), возросла поверхность полётной палубы, до 1500 т увеличился запас авиационного топлива, были созданы современные разновидности защитного вооружения.

Только на этом тяжёлом авианесущем крейсере, впервые в жизни, установили коробчатые комплексы защиты боеукладок, а также других, особенно важных, элементов корабля. Подверглась модернизации силовая установка крейсера, потому что общее водоизмещение корабля достигло 37000 т. Одновременно были установлены более экономичные котлы, поэтому дальность плавания не изменилась. В проектировании и постройке ТАВКР участвовали чуть менее четырехсот заводов со всех регионов Советского Союза.

Зимой 78-го года тяжёлый авианесущий крейсер под обозначением "Харьков" (позднее он получил название "Баку") записали  в ВМФ, а в декабре того же года в городе Николаеве началась его постройка на Черноморском судостроительном заводе №444. Через 4 года 3 месяца корпус крейсера весом 19000 тонн пустили на воду и заякорили. С начала лета 1986 по зиму корабль осуществлял швартовые испытания. 4 октября 90-го года корабль получил название "Адмирал флота Советского Союза Горшков".

Крейсер "Баку"

Крейсер "Баку"

Крейсер необходим для борьбы с субмаринами, произведения ракетных атак по надводным целям.

В отличие от "Киева" новое судно снабжено мощной силовой установкой и другой надстройкой. На крейсере установлены 6 совмещенных пусковых установок системы П-500 "Базальт" и исключено её перезаряжание. Системы противоторпедной обороны РКПТЗ-1 "Удав-1" с 2 пусковыми устройствами РБУ-12000 (КТ-153) пришли на замену древних РБУ-6000 и ПЛРК РПК-1. Кроме того, имеются артиллерийские установки 30-мм калибра АК-630М (8 единиц), 4×6 ЗРК "Кинжал" (192 ракеты 9М-330), 2 единицы 100-мм АК-100.

На крейсере теоретически могут находиться в боевой готовности до 16 летательных аппаратов Як-38, 19 вентокрылых аппаратов Ка-27 (противолодочные) и три вертолета Ка-25Ц (целеукание).

На взлетную полосу самолеты доставлялись за счет работы двух подъёмников. Для вертолетов подъёмник находится за надстройкой, а для самолетов в диаметральной плоскости в зоне миделя. На замену комплексу "Кольцо" пришла современная установка "Кантата-М" (средство радиоэлектронного  противодействия  и разведки). Также включены приборы "Каскад-У", "Погоня" и комплексы стабильного использования вооружения АКС "Буран", "Сокол", комплекс наведения авиации "Газон", БИУС "Лесоруб-434", автоматизированная система устройств связи "Тайфун-1", система навигации "Салгир-V", эхолоты НЭЛ-10 и ПЭЛ-6. Уникальной для флота была радиолокационная станция кругового обзора с ФАР "Марс-Пассат", которая давала возможность осуществлять слежение за 80 целями.

С лета по зиму 88-го года крейсер ходил в Средиземном море, где моряки изучали новое оборудование. В конце лета 88-го года корабль швартовался в порте Латакии, а с 1 по 21 ноября посещал Сирийский город Тартус. Являясь сателлитом танкера "Борис Чиликин" и эсминца "Отличный", корабль достиг своего окончательного места базирования в Североморске.

1989 год сопровождался для корабля активными учениями. Было произведено 4 ракетных стрельб, одна артиллерийская стрельба и 1400 взлетов самолетов. Всего за это время корабль прошёл около 13267 миль. С осени 90-го года был включен в группировку противолодочных кораблей КСФ. После пожара на крейсере в феврале 1995 года его не стали ремонтировать.

Начиная с 96-го года, в течение целых 7 лет продолжались переговоры с Индией о передаче её модернизированного варианта "Адмирала Горшкова". Усовершенствования предусматривали установку трамплина, удаление РЛС "Марс-Пассат" и ПКР "Базальт", удлинение полётной палубы и увеличение объемов ангара, монтирование газоотбойных щитов, аэрофинишёров, современный кормовой подъёмник и оптический комплекс посадки. К качестве палубной авиации предполагается использовать Су-33, либо МиГ-29К. С лета 99-го года крейсер находится на ремонте в "Севмашпредприятии" (Северодвинск).

——


airforce.ru

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *