Начиная с 1987 года, в Соединенных Штатах началась программа по созданию боеприпаса X—Rod. Данный проект осуществлялся для демонстрации управляемого реактивного снаряда, который предполагалось использовать по принципу “выстрелил и забыл”. Перед конструкторами ставилась непростая задача создать снаряд, имеющий достаточные качества для уничтожения существующей и перспективной бронетехники на дистанции до 4 км. Боеприпасы X—Rod должны были надолго продлить жизнь 120-мм орудиям танка М1А1, увеличить площадь покрытия огня и, тем самым, расширить возможности дистанционной войны.
Программа, находясь в разработке, рассматривала варианты форсированного ракетным двигателем управляемого и неуправляемого снарядов. А технологии маневрирования проекта были использованы в других системах, таких как, ракеты “воздух-воздух” и ”воздух-земля” для вертолетов. Например, в мае 1992 года 2 головки самонаведения и системы наведения были успешно испытаны приминительно к самонаводящимся ракетам Maverick класса «воздух-земля».
Изначально исследования проводили 2 компании: AAI Inc. и Hercules Defense Electronics Systems Inc. (сейчас входит в состав Alliant Techsystems). И, соответственно, существовало две различные концепции развития программы X—Rod. Так, под руководством AAI Inc. программа BTI (Balanced Technology Initiative) X—Rod, стартовавшая в июне 1990 и длящаяся 2 года, предусматривала создание управляемого реактивного снаряда. Данный боеприпас использовал MTAS радар, работающий в миллиметровом диапазоне частот. Радар корректировал курс за счёт команд, поступающих от РЛС бронемашины. Отделение реактивного двигателя предполагалось осуществлять сразу после разгона X—Rod до максимальной скорости.
Иной взгляд был у компании Hercules Defense Electronics Systems. Они рассматривали снаряд, использующий принцип – “выстрелил и забыл”. X—Rod данного проекта являлся управляемым реактивным снарядом с бронебойным сердечником. Он имел головку самонаведения и реактивный двигатель. Отклонения снаряда поисходили в зависимости от движения цели и регулировались ГСН. По замыслу конструкторов боеприпас не требовал модификации и был совместим с СУО танка. Экипаж машины, вручную, либо через СУО, вводил параметры расстояния до цели, далее снаряд летел за счёт собственной системы обнаружения, захвата и маневрирования. После выстрела он двигался по инерцию с начальной скоростью 800…900 м/с, при этом активизировалась ГСН, которая на основе картирования местности задавала спин и вертикальные отклонения. Реактивный двигатель активировался вблизи цели, ускоряя снаряд до скорости ~1650 м/с. Головка самонаведения захватывала цель, и происходило маневрирование. Далее РД и ГСН отстреливались, а пенетратор входил в броню.
Снаряд X—Rod
Радар и система управления рассматривались как высоко рискованные нововведения, к тому же, стоимость данного боеприпаса была значительно больше, чем существующих танковых снарядов. Высокая стоимость отчасти минимизировалась использованием универсальных ГСН, MIMIC и ASIC электронных пакетов. Также предполагался более низкий расход боеприпасов X—Rod. Однако, существующие на тот момент системы обнаружения и захвата цели не были адекватны поставленной задачи, в которую входило уничтожение цели на дистанции в 4 км.
————
JANE«S AMMUNITION HANDBOOK 1995-96, p. 198
http://www.globalsecurity.org/military/systems/munitions/x-rod.htm
APRA The balanced technology initiative: annual report to congress // USA 15 Apr 1993.