Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике. Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в за- висимости от назначения. Например, в знаменитых собачьих охотах инуои и стрельбе по собакам инуоумоно пользовались тупы- ми стрелами мато-я с грушевидными деревянными наконечниками ки-хоко. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными. Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях. Для сотен видов наконечников существовали или придумывались позднее самые причудливые названия, но все это множество вариантов можно условно разбить на четыре большие группы: 1. Узкие четырехгранные наконечники. Они имеют квадратное или ромбическое сечение и называются по тому предмету, который напоминают, — например, янаги-ба (в форме листа ивы) или саса-но-ха (в форме листа бамбука). Как и граненые европейские наконечники, они предназначались для глубокого проникновения в тело и для пробивания доспехов.
Большинство боевых стрел имели наконечники этого типа. Сюда же относятся различные очень узкие остро заточенные наконечники тогари-я и реже встречавшиеся наконечники в формезубила цубэки-нэ, использовавшиеся для пробивания дна вражеской лодки. Если же у наконечника вместо двух граней имелись долы, то он назывался химэ-кабура. 2. Заостренные, широкие, плоские наконечники хира-нэ. Они имеют форму основания утюга и в сечении плоские с узким острым лезвием. Они чрезвычайно разнообразны и часто имеют перфорированный геральдический или цветочный узор. Значительно реже встречаются экземпляры со стихами или другими иероглифами, у которых почти вся площадь клинка покрыта украшениями, за исключением лишь узкой полоски лезвия. Некоторые историки считают, что они применялись против противника высокого ранга, другие — что их выпускали в знак поражения, однако и то и другое весьма маловероятно. Скорее всего, они использовались против противников без доспехов, для нанесения им широких ран или порезов. 3. Раздвоенные (вилкообразные) наконечники каримата. По размеру они бывают от 2 до 10 см шириной.
Большей частью они, вероятно, использовались для охоты, но их также можно видеть и на свитках батальных полотен. Высказывались предположения, что они служили для перерезания шнуров, удерживавших доспехи противника, и для повреждения такелажа судов. Несмотря на то что имелось четыре оперения для предупреждения вращения стрелы, надо было быть исключительным стрелком, чтобы попасть в шнуры или такелаж под нужным углом, не говоря уже о трудности этого для всадника в бою. Скорее всего, раздвоенная стрела предназначалась для повышения шансов на попадание в цель благодаря увеличению ширины наконечника.
Детали стрелы я
Куцумаки — обмотка древка стрелы под наконечником.
Я-хадзу — ушко для тетивы.
Ягара — древко.
Я-но-нэ — наконечник.
Ябанэ — оперение.
Я-саки — острие.
Наконечники стрел я-но-нэ:
верхний ряд — цубэки-нэ, цуруги-дзири, ватакуси, хосо-янаги-ба (узкий янаги-ба), хира-нэ;
средний ряд — янаги-ба, тогари-я, кира-ха-хира-нэ, каримата;
нижний ряд — тадэнари, хикимэ, каримата и хикимэ, рёкай, ватакуси
4. Зазубренные наконечники ватаку- си. Они имели зубцы или усики, направленные в противоположную сторону от острия наконечника.
Такую стрелу можно было вытащить только с противоположной стороны, проткнув человека насквозь. Приведенное деление весьма условно, так как встречались различные комбинации выше приведенных типов. Например, наконечник мог быть узким граненым (тип тогари-я) и вместе с тем иметь зубцы (тип ватакуси). Или нередко можно видеть плоские ажурные наконечники (тип хира-нэ) с загнутыми вниз усиками (тип ватакуси). Независимо от типа все наконечники крепко насаживались на древко стрелы при помощи длинного тонкого хвостовика, выкованного вместе с наконечником; шейка отделяла хвостовик от наконечника и образовывала плечо встык к концу древка. Затем наконечники подвергались окончательной шлифовке и покрывались коричневым прозрачным лаком для предотвращения ржавчины. Стрелы с раздвоенным наконечником каримата и/или с роговым или деревянным свистком в форме луковицы хикимэ вместо или прямо под наконечником использовались для сигнализации во время боя. Такие свистящие стрелы (кабурая) в полете издавали очень резкий и четкий звук хёто; эта идея была заимствована у китайцев. Стрела с прикрепленным бумажным цилиндром, содержавшим зажигательную смесь с фитилем, — хи-я («огненная стре- ла») — использовалась для поджога вражеских фортификаций. Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени.
Она была предназначена не для боя — по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов — военных, охотничьих и декоративных — можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья, и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24. Самый древний колчан этого типа, хира-янагуи, был очень широкий и плоский, с твердой задней стенкой. Вскоре, однако, он был заменен открытым колчаном эбира, привязываемым специальным кожаным поясом к талии на правом бедре. Этот колчан очень походил на маленькое креслице с высокой ажурной спинкой и сиденьем из бамбуковых прутьев или полосок шкуры. Стрелы вставлялись в промежутки между прутьями, а древки свободно привязывались веревкой к спинке. Чтобы вытащить стрелу из такого колчана, надо было захватить ее над наконечником, поднять над сеткой из прутьев и затем продвинуть вперед, чтобы древко не касалось веревок. Колчан эбира часто покрывался мехом и использовался на охоте; в таком виде он получил название кари-эбира. Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзу- идзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.
Среди колчанов второй группы встречается большой древний дохё-яри, легкий, похожий на небольшой ящичек ядзуцу (или яцубо) и колчан цубо-ямагуи в форме вытянутого футляра или кувшина. Однако наибольшую популярность приобретает появившийся в период Муромати (1333—1573 гг.) новый тип колчана — уцубо, почти совершенно вытеснивший старый эбира. Большей частью колчаны уцубо были более или менее цилиндрической формы с закругленным верхним концом и с закрытым крышкой отверстием сбоку ближе к основанию. Их носили на правом бедре и крепили ремнями и шнурами; чтобы достать стрелу, крышку отбрасывали в сторону, и стрела выталкивалась вниз. В остальное время крышка застегивалась ремнем. Позднее уцубо стали весьма разнообразными: у некоторых верхняя часть раздувалась как воздушный шарик, другие были тщательно отлакированы и покрыты мехом. Однако в период Муромати это были еще простые утилитарные вещи, закрытые матерчатым чехлом ябукуро, украшенным цветными полосками и фамильными гербами мон.
Помимо того, что эти чехлы защищали колчан и стрелы от непогоды, они, вероятно, служили для идентификации частей на полях сражений. В этих закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники все-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду. В феодальной Японии помещения для тренировки стрельбы из лука в цель, называемой кака-ути, размещались как во внутренних покоях, так и на открытом воздухе. Такие лукодромы (матода, иба, яба) обязательно имелись в центральных ставках каждого крупного военного клана. Оснащение для стрельбы из лука, то есть лук и стрела, кюсэн, и характерная связка соломы на шесте — макивара, используемая в качестве мишени, так же как цилиндрические подставки ядатэ, в которых находились стрелы для тренировки в стрельбе по цели, были обычными предметами, которые можно было видеть на территории большинства военных особняков. Ящички для стрел (я-бако) и подставки для луков и стрел (тядо-какэ) также всегда стояли на видных местах в доме знатного буси. Состязания конных лучников вызывали особое восхищение у «изнеженных» придворных на протяжении всего периода Хэй- ан (794—1185 гг.).
Именно в этот период развилась и усовершенствовалась основная система обучения стрельбе из лука. Программа обучения лучников была основана на повторяющихся попытках поразить как неподвижную, так и движущуюся цель, стреляя из положения стоя на земле или верхом на коне. Главными неподвижными целями были: большая мишень о-мато, мишень-олень кусадзиси и круглая мишень марумоно. Первая устанавливалась на рас- стоянии в тридцать три длины лука и была около 160 см в диаметре. Вторая представляла собой силуэт оленя, покрытый оленьей шкурой и размеченный для указания основных мест для поражения. Третья состояла из круглой доски, набитой чем-либо и затем покрытой толстой шкурой. Есть основания считать, что эти цели часто крепились к шестам и приводились в движение. Обучение стрельбе с мчащегося коня было более аристократическим как по при- роде, так и по традициям. Это искусство требовало хорошей координации при уп- равлении галопирующим конем и одновременного выпускания одной за другой стрел по ряду разнообразных мишеней, которые могли быть как неподвижными, так и движущимися. Первые упоминания о соревнованиях по стрельбе из лука с лошади (ума- юми) относятся к правлению императрицы Когёку (642—645 гг.), а наибольшего расцвета они достигают в период Камаку- ра (1185—1333 гг.), когда становятся час- тью подготовки высшего самурайства. Среди популярных форм такой стрельбы из лука были: стрельба по трем мишеням ябусамэ, стрельба по мишени «шапка из бамбука» касагакэ, стрельба по собакам инуоумоно, охота на собак инуои, охота на птиц оиторигари и крупная охота на оле- ня, медведя и так далее (макигари). При стрельбе по трем мишеням, ябу- самэ, требовалось, переведя коня в галоп, в заранее установленном направлении, вы- пустить стрелы по трем целям, представлявшим собой насаженные на шест квадратные доски шириной около 8 см, установленные вдоль дороги, по которой скакал конь. Иногда вместо мишени использовались доспехи (особенно в период Камакура), а главным распорядителем при ябусамэ был синтоистский священник. Стрельба по цели «шапка из бамбука», касагакэ, происходила в пределах пространства, известного как путь стрелы — я-до, обнесенного забором с установленной в его конце полкой, с которой свисали бамбуковые шляпы. От всадника требовалось пустить коня в галоп и начать сбивать эти шляпы, сначала с большого расстояния — токасагакэ, а затем с близкого — кокасагакэ. Стрельба по собакам, инуоу- моно, состояла в том, что пускали несколько собак на огороженную площадку и затем гоняли их по кругу, стреляя по ним с коня. Последняя система тренировки раз- вилась в ритуализованное состязание, в котором 36 конных лучников делились на три группы по 12 всадников в каждой. Группе по очереди разрешалось входить в круг — огороженную бамбуком площадку диаметром в 72 длины лука, куда затем запускалось по 50 собак для каждой группы. Отвращение, возникавшее при этой бессмысленной бойне, углубленное распространением буддизма в японском обществе, привело к эдиктам, согласно которым лучники в этой стрельбе по собакам должны были пользоваться несмертельными стрелами с большими круглыми наконечниками, в то время как на собак следовало надевать специальные доспехи на мягкой подкладке. В этом измененном виде, лишь иногда с небольшими отступлениями, обучение и состязания продолжались веками. Японские лучники отличались не толь- ко меткостью, но также скорострельностью и выносливостью. Известно, что в 1686 г. некто Вада Дай- хати послал 8133 стрелы из одного конца Сандзюсангэн-до (Зал 33 столбов и арок) в другой за 24 ч. непрерывной стрельбы с заката до заката. Расстояние от лука до мишени составляло около 117 м, а скорострельность — в среднем 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. этот рекорд был побит. Цурута Масатоки в том же самом зале за 20 ч непрерывной стрельбы выпустил 10 050 стрел, из которых 5383 попали в центр мишени, а средняя скорострельность составила 9 стрел в минуту. Стрельба из лука практикуется в Японии и сегодня. Высокоритуализованное искусство стрельбы из лука кю-до практикуется во многих школах и высших учебных заведениях. Считается, что оно развивает координацию, выдержку и воспитывает характер. 15—16 сентября каждого года в Камакуре проводятся соревнования по стрельбе из лука с лошади.