Лук (юми) (Япония)

Бой лучников

Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй (умение стрелять из лука), хотя в настоящее время его больше знают каккю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина зна- чение слов «война» и «лук и стрела» (юми- я) были синонимами. О боге войны Хатима- не люди говорили как о юми-я-но-хатиман; левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ — «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней. Еще коренные жители японского архипелага, айну, славились как искусные лучники. Их луки были сделаны из особого дерева оурума, напоминающего тис, а стрелы оцуба имели характерное оперение и переносились в плоских колчанах ика, сделанных из ивы и покрытых корой вишневого дерева с резным орнаментом. Колчан часто закрывали чехлом. Однако переселенцы с материка, постепенно вытеснившие айну и образовавшие прото-японское государство, на первых порах лук практически не использовали.

Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300—710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV — начале V в. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, при- ходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый держателем лука юми-тори или конным лучником ума-юми, в Древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Раз- меры армии в Древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. В средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: две трети длины лука (36 обмотанных тростником участков, по сравнению с 28) находятся выше рукояти и только одна треть — ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня. На протяжении X и в начале XI в. растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на пол- ном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел». Лук, известный под общим термином юми, изготовлялся всех размеров и форм и использовался для различных целей — войны, охоты, ритуала или спорта. Нас в первую очередь интересует большой бое- вой лук дайкю (или оюми, не путать со стационарным арбалетом). Средняя его длина была 2,2 м, но некоторые известные экземпляры имели длину 2,5—2,8 м. Сила натяжения го столь большого лука даже простой конструкции должна была быть значительной. Однако уже в начале периода Хэйан (794—1185 гг.) лук стали дополнительно усиливать бамбуком на той стороне, которая дальше всего от стрелка, когда он натягивает лук. К середине этого периода лук был еще усовершенствован дополнительной облицовкой бамбуком внутренней стороны древка лука. В пери- од Муромати (1333—1573 гг.) деревянную основу лука стали покрывать бамбуком со всех четырех сторон, а затем и делать по- чти целиком из бамбука. Вместо использовавшейся прежде деревянной сердцевины, теперь между лицевой и тыльной сторонами древка лука приклеивались перпен- дикулярно друг другу три или четыре бамбуковые планки, а дерево использовалось только в качестве оболочки по бокам. Это еще более увеличило его мощность. Полученный, уже сложный по конст- рукции, лук имел ненадежные места — стыки с бамбуком; их приходилось укреплять, перевязывая волокнами ротанговой паль- мы в разных местах. Переплетения из во- локна ротанговой пальмы и кожи создава- ли и рукоять. Однако только генерал тай- сё мог носить лук, густо перевязанный по всей длине. Такой лук назывался сигэ-тоюми. Лук, обмотанный витками красного тростника на черной основе, был известен как сингэто. В церемониальных случаях использовался лук нукигомэдо, сделанный из двух кусков, соединенных короткой ме- таллической рукоятью. На концах плечи лука (ката) имели характерный изгиб, образуя рога, к кото- рым крепилась тетива. Рога покрывались металлом и назывались отоканэ; при вы- стреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требо- валась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках. Иногда на рога лука насаживались с помощью втулки два копейных наконечника длиной 7—10 см со втулкой, причем между втулкой и наконечником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы. Эти наконечники назывались юмияри («лук-копье»), так как полученное оружие совмещало в себе возможности и лука, и копья. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юмиси использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу (распорка от него упиралась в потолок), а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м. Тетива лука цуру (известная также как цура или цурао) делалась специальными мастерами цурасаси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству — от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основ- ном для спортивных и охотничьих луков. Верхний конец тетивы был обмотан красной шелковой нитью, нижний — белой. Петли чаще всего не были частью тетивы. Их заменяли деревянные крючки или они делались из отдельных шнуров, как в Китае. Верхняя петля имела еще дополни- тельную шелковую петельку, чтобы тетиву можно был держать зубами, оставляя обе руки свободными для натягивания лука. Сила натяжения таких луков (го) была очень велика. В некоторых случаях один человек не мог справиться с луком. Одним из способов оценить силу лука было — со- считать, сколько надо человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннинбари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной.

Наконечник стрелы

Детали лука Дайко

Дзюхацу — утоньшение на концах плеч лука перед рогами, на которые ложится тетива.

Ката — плечо.

Юдзука — рукоять.

Ю-хадзу — концы.

Отоканэ — рога.

Цуру — тетива.

лук Дайко

Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Самая популярная цветовая гамма — черный лук с красной обмоткой. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. Такой конструкции делались только короткие луки (см. ниже). Вероятной причиной этого факта может быть то, что для таких луков необходимы рога и жилы, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых жи- вотных. Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой. Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи с внутренней стороны большого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других. Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский: когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.

Перчатки югакэ

Положение стрелы относительно лука; азиатский способ оттягивания тетивы

Чтобы натянуть тетиву этих несимметричных луков, надо свободно держать рукоять, так как верхнее плечо движется вперед по дуге, в конце достигая положения, при котором рукоять сильно отклонена от вертикали. Чтобы освободить тетиву, пальцы, поддерживающие большой, расслаблялись, тетива соскальзывала с перчатки, и, когда она возвращалась в положение покоя, лук вращался в руке, а тетива касалась внешней стороны руки, державшей рукоять. Такое вращение лука называлось юкаэри. Это делало ненужным использование напульсника для защиты внутренней стороны запястья, хотя иногда для предохранения одежды на левой руке носили специальный рукав юготэ.

Действия всадника при стрельбе из лука

Действия всадника при стрельбе из лука

Действия пехотинца при стрельбе из лука

Действия пехотинца при стрельбе из лука

Существовали в Японии и различные варианты короткого лука, известного под общим термином ко-юми, или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук 50—90 см длиной, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который, в свою очередь, является разновидностью монгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Они изобрели и складной лук таби-юми. Разновидностью ханкю был маленький лук каго-ханкю (или риман-кю), сделанный из китового уса. В отличие от первого он имел немного смещенную вниз рукоять и совсем короткие (в полдлины лука) стрелы. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина. Лук татарской формы, обычно сделанный из трех или более видов бамбука, назывался хоко-юми. Менее известными представителями коротких японских луков являются ёкю — лук, почти аналогичный ханкю, но используемый для развлечения; судзу-мэ-юми — охотничий лук и адзуса-юми, который использовался колдунами при заклинаниях.

Диапазон атаки при стрельбе с коня из лука

К. С. Носов. «ВООРУЖЕНИЕ САМУРАЕВ»

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *