Это оружие не только хищное — но и стильное. Чего бы стоила демоническая красота Миледи, если бы она размахивала перед д’Артаньяном не стилетом, а кухонным ножом? Нет, чего не говори, а стилет как раз по женской ручке! Если грубому мачо аккурат под стать наваха или мачете, то светской даме более всего подходит это изящное оружие для изящного убиения неверного любовника или коварной соперницы.
Тут выступает на свет и то обстоятельство, что раны, нанесённые стилетом, особенно трёхгранным, дают очень мало крови. Это тоже работает на имидж оружия для необратимого разрешения дворцовых интриг и наследственных споров. Стилетом нельзя вульгарно зарезать – можно только изящно заколоть.
Что ещё особенного в этом оружии? А то, что стилет нельзя использовать ни для чего иного, кроме убийства. Им ни закусь порезать, ни картошку почистить, ни тушу на охоте освежевать. Стилет заточен под убийство в самом буквальном смысле.
Во Франции шестигранные стилеты, правда, нашли неожиданное применение в кабинетах и дамских будуарах – они замаскировались под ножи для разрезания бумаг. Секретари отрезали ими вензельные шапки с именной бумаги, для приватных записок, а дамы разрезали страницы куртуазных романов. Плоский шестигранный стилет не имеет режущей кромки, поэтому резать в буквальном смысле, бумагу им нельзя. Он может располовинить листок бумаги по сгибу – не более того.
Не нужно, кстати, путать эти замаскированные стилеты с кабинетными ножами. Кабинетный нож имеет тупое широкое лезвие, иногда даже не металлическое, а из слоновой кости или хрусталя, и треугольный конец, как у богатырского меча с иллюстрации к детской сказке. Вот этим инструментом ничего, кроме резания бумаги, не сделаешь. Вот в фильме Лейстера «Четыре мушкетера» с Майклом Йорком в роли д’Артаньяна Миледи вооружили неким монстром, по форме повторяющим именно кабинетный нож, но из стекла и наполненный кислотой. Боюсь, что подобное оружие опасно в первую очередь именно для владельца, а уж потом для того, против кого он его пытается применить.
Исключительное распространение получили стилетообразные кинжалы. Колюще-рубящие – восьмигранные и колюще-режущие – четырёхгранные. Ближайшим родственником первой версии является кортик (хотя кортики, сами по себе, бывают и трёх- и четырёхгранные), а во второй версии – метательные кинжалы.
Англичане, большие приверженцы традиций, до 1945 года держали на вооружении спецподразделений армии и флота Её Величества стилетообразный кинжал фирмы «Фейрбейрн и Сайкс». Кинжал этот был стилетом по форме и простым боевым обоюдоострым ножом по содержанию. Он соединял в себе, как никакой другой нож, возможности оружия колющего, рубящего, режущего и метательного. Это была последняя модификация аналогичных ножей, стоявших на вооружении британской армии почти двести лет. В 1945 году появилось много универсальных ножей, но это уже были именно ножи, совсем не имеющие ничего общего со стилетами.
Американцы, которые с исключительной изобретательностью перенимают всё лучшее, по принципу «слышал звон…» позаимствовали английский нож образца 1903 года (тоже близкий стилету) и, укоротив лезвие на полдюйма, снабдили его ужасающей гардой-кастетом. Американцы получили, что хотели, – оружие для неизящной драки «с мочиловом», вместо удобного, компактного и универсального ножа. Кастет американцы понимают, тесак – тоже, но стилет – оружие аристократов – недоступен пониманию американского солдата.
Стилет считается нововведением семнадцатого века. И он благополучно дожил до наших дней. Итальянский вариант стилета имел сильно вытянутое трёхгранное или четырёхгранное лезвие. Режущих кромок стилет не имел. Он был предназначен сугубо для колющих ударов. Французский стилет был четырёхгранным или шестигранным. Во время Первой мировой войны англичане и придумали так называемый окопный кинжал, который в разных видах просуществовал до 1945 года. В Первую мировую им вооружались регулярные войска практически всех стран.
Ближайший родственник стилета – трёхгранный штык.
Концепция стилета в настоящее время получила некоторое развитие. О стилетообразных ножах и кинжалах уже было сказано. Особого внимания заслуживают шилообразные ножи. Это вариант современного стилета. Легко прокалывает толстую одежду и даже кожаные ремни амуниции.
Иногда на шилообразных ножах имеется гарда, снабжённая острыми выступами. Это повышает функциональность оружия, но его метательная составляющая при этом сходит на нет. Длина лезвия около 23 сантиметров. Форма трёхгранная.
Однако японцы вполне могут оспорить европейское происхождение стилета. Боевые кинжалы «йорой-доши» были ничем иным как стилетами. Это колющее оружие с особо прочным лезвием, предназначенным для пробивания доспехов. Самурай в бою стремился нанести этим кинжалом в слабые точки вооружения противника в сочетании с техникой приёмов, проводимых голыми руками. Такая техника называлась «йорой-нумиучи».
Обычно такой кинжал имел лезвие с косым остриём и представлял собой миниатюрную копию прямого самурайского меча, только без режущей кромки. В самом простом варианте он был ближе всего стилету. Но мог иметь и все атрибуты меча-цуба и лакированные деревянные ножны.
Японскими предками стилета могут быть также и знаменитые колющие предметы: «когай» – стержень со скелетной рукояткой, используемый для добивания раненых; «кодзука» – боевой нож, используемый для метания и хозяйственных работ; «шакен» – шип, гвоздь, используемый для метания и устройства немилосердных ловушек…
И конечно же, «кансаси» — стилеты длиной 20 см, оформленные в виде заколок для волос и используемые чаще всего женщинами как тайное оружие.
Что отличает стилет? Во-первых, это отлично сбалансированные лезвие и рукоять, причём лезвие должно быть несколько тяжелее, что используется при метании его остриём вперёд на малой дистанции. Во-вторых, аэродинамическая форма, напоминающая стрелу или дротик. В-третих, стилет обычно совсем не имеет гарды либо имеет гарду рудиментарную. В-четвёртых, навершие рукоятки имеет расширенную форму для удобства упора и возможности дополнительного проталкивания клинка, чтобы противнику мало не показалось.
Необходимо отметить, что стилет не является парадным оружием, как брат его – кортик, и предназначен для скрытного ношения. Поэтому часто стилеты снабжаются разнообразными ножнами, приспособленными для этого, и креплениями.
Метательные стилеты имеют чаще всего отверстие под навершием рукояти, для крепления верёвки. Верёвка или шнурок может заменять гарду, набрасываясь на запястье. Такое предохраняющее устройство не позволяет руке соскользнуть на лезвие при ударе, более прочно удерживать оружие и т.п. Длинная верёвка позволяет вернуть себе оружие в случае промаха, или, что менее тривиально использовать его как гарпун.
И всё же, несмотря на стремление некоторых исследователей передать первенство в создании стилетов японцам (есть такое течение в оружиеведении, которое сводит все образцы оружия к японским или китайским образцам), стилет есть апофеоз развития узкого кинжала возродившегося в средневековье для проникновения в застёжки и щели лат, разрывания колец кольчуги. Возродившегося, потому что первыми кинжалами можно считать древнеримские «пуго». Но эти широколезвийные инструменты лишения жизни никак к стилетам не относятся. Разве что по родословной. Так, возродившийся во время средневековья кинжал истончался и превратился в стилет.
В завершение надобно сказать, что по существующему российскому законодательству, стилет однозначно приравнен к холодному оружию, и его ношение в повседневной жизни карается по закону.