Китайские конструкторы пробираются через тайну разведывательных и ударных БПЛА

Китайские конструкторы пробираются через тайну разведывательных и ударных БПЛА06:45 GMT, October 14, 2009 Larry Dickerson, системный аналитик беспилотных систем из агентства Forecast International, недавно определил, что потребность в беспилотных летательных аппаратах быстро растет, и США продолжает быть ключевым звеном этого тренда. Согласно Дикерсона, компании, основанные в Соединенных Штатах, составляют более чем 60% рынка. Однако, страны Западной Европы и Израиль наращивают активность в данном направлении и выпускают множество собственных разработок подобных систем, которые в некоторых случаях могут иметь более или менее значительный экспортный потенциал (в частности, Израиль). Что касается очевидного бума разработок и экспортных программ БПЛА в западных странах, Китай, равно как и Россия, отстают.

Подхватывая главные мировые стандарты

Не смотря на то, что прогресс быстро скрывается по требованию военных, разведка достижений в области БПЛА становится все более и более важной задачей для стран. Однако, деятельность, в основном направленная на скрытый анализ (и достаточно часто копирование), всегда существует по отношению к выставленным системам, таким как американские Global Hawk,
Predator и Reaper, а также израильские Harpy и Heron. Разработка полностью отечественного и, не имеющего аналогов, аппарата возможна в немногих случаях, из которых многие являются слишком амбициозными, чтобы запустить их в производство, не говоря уже о поступлении на службу.

В случае Китая можно сказать, что он прикладывает все больше усилий для использования беспилотных систем, а также стремится развивать собственные разработки и производство летательных аппаратов, как было недавно показано на 60-ой годовщине празднования Народной Республике Китай. Всего 10 малых и средних тактических разведывательных БПЛА, запускаемых с рельсовой установки грузовика, приняли участие в национальном параде. 10 БПЛА трех различных моделей были предоставлены Народной Освободительной Армии Китая для выполнения разнообразных разведывательных миссий.

Согласно оценке профессора Tan Kaijia, эксперта по вооружениям НОА Китая из Национального  Университета Обороны, последние демонстрации показывают, что: “Китай сделал мощный прогресс в интеллектуальных системах контроля, точных вычислительных систем управления и развития компьютерной информации для военного применения.” Более того, далеко идущие концепции, такие как “Dark Sword” или “Xianglong”, а также разработка и сосредоточенность на быстрых маленьких
высотных
тактических БПЛА с реактивным двигателем, БПЛА широкого диапазона действий и беспилотных боевых летательных аппаратов, подтверждают достоверность этой оценки. Недавно в китайских ангарах появилось два БПЛА, вероятно широкого диапазона действий, свидетельствующих о том, что такие системы готовы к применению (или испытываются).

По-прежнему остается много проблем

Тем не менее, как подчеркнул Andrei Chang, китайский военный аналитик из Информационного центра Канва в Торонто, все ещё остается загадкой причина того, что «изобилие моделей БПЛА на показе в ЗуХай не поступает в производство». «Китай сталкивается с техническими сложностями эксплуатации БПЛА в реальном времени», — сказал он изданию
Defence News. Chang придерживается мнения, что многие компании и институты не имеют действующих прототипов и просто изучают концепции иностранных инвесторов.

В интервью в начале 2007 год, опубликованном в
sina.com.cn,
Tu Jida, ведущий конструктор Авиационного Института Китая (AVIC), сказал, что ударные беспилотные летательные аппараты (UCAV) всё ещё находятся на ранних стадиях разработки в Китае, и при текущих темпах работы можно ожидать удачные авиационные системы примерно через 10 лет. Затем он подчеркнул, что во всех этих работах Китай опирается только на свои силы и, что «он уверен в своих силах». Интервью также оставило мнение о том, что Китай по-прежнему ведет работы по созданию более защищенных и стойких систем управления и каналов связи для управления БПЛА и передачи разведывательных данных.

Не смотря на то, что Китайская военная спутниковая сеть позволяет использовать высотные БЛА большой продолжительности полета (HALE UAV) на сверхдальние дистанции и работать за границами, Китай ясно осознает опасности и важность спутниковой коммуникации в современных БПЛА. «Без военных спутников, командование, заседающее в Соединенных Штатах не могло управлять своими БПЛА «Хищник», которые действовали в радиусе 1000 миль,» — верно подметил профессор Chen Hong из Китайского колледжа Военно-воздушного командования. В дальнейшем заявлении, опубликованном в Xinhua признается, что прогресс Китая в области защитных технологий доказывает подготовленность страны демонстрировать силу в воздухе, в космосе и быть уверенным, что их сеть будет работать, когда ресурсы врага иссякнут.

Основные системы и концепции

За исключением покупки у компании Израильская авиакосмическая промышленность (IAI) в 1994 году БПЛА «Harpy», Китай в течение последних 30-40 лет разрабатывал и производил ряд беспилотных систем , часто опираясь на Запад — преимущественно технологические решения США в области создания БЛА и, в частности, ударных БПЛА. Ряд, прежде пилотируемых людьми, машин были преобразованы для использования в качестве дронов, например, Ba-5 ( основанный на J-5, и копии МиГ-17) и Jian-7 (основанный на МиГ-21), Ba-2, Ba-9 (производятся в большом количестве), что является достаточным свидетельством вовлеченности Китая в создание дистанционно-управляемых, предварительно запрограммированных и автономных летательных систем.

Китай также имел ряд переносимых людьми и транспортабельных мини-БПЛА (таких как ASN-15), которые в основном представляют собой пропеллерные модели для тактической разведки наземных войск на малых дистанциях.

Следующий список систем сосредотачивается на больших разведывательных и ударных концепциях и здесь слишком мало достоверной информации — требуется уточнение (например, вы можете потерять из поля видения прежде важные ASN-104/105 и ChangKong-1 или новейший проект под названием «Combat Eagle», которые, строго говоря, являются переименованными БПЛА X-45 и NEURON). Предлагается сжатый список ранних, имеющихся и будущих Китайских БЛА и ударных БПЛА проектов, также созданных на основе иностранных технологических решений.

Разведывательные БПЛА

WuZhen-5 (also ChangHong-1)

WuZhen-5 (also ChangHong-1)

WZ-5 был разработан на базе американского AQM-34N Firebee, обеспечил переход Китая на новый уровень в технологии проектирования БЛА. После создания некоторого количества данных реактивных разведывательных БЛА в 1960-х годах их идея была отвергнута, и лишь единицы вернулись к ней для реверсивного проектирования. Пекинский институт Аэронавтики (BIA; сейчас Пекинский Университет Аэронавтики и Астронавтики, BUAA) начал разработку разведывательного БЛА, взяв за основу AQM-34N. Проект состоял из планера, оптической камеры с сенсорами, турбореактивного двигателя и наземной станции. В результате было собрано два прототипа, один в 1972 году, а второй в 1976 году. После получения сертификата в 1978 году, 9 таких систем в 1981 поступили на вооружение ВВС Народной Освободительной Армии. 

После их успешного использования в разведывательных заданиях в 1980-х годах, армия Китая настояла на создании усовершенствованного варианта, названного
WZ-5A, который получил большую точность, благодаря
GPS навигации и инерциальной навигационной системе.
WZ-5 запускался с воздуха с высоты около 4000-5000 метров и затем поднимался на высоту 17500 метров, где мог двигаться со скоростью 800 км/час. Изначально в качестве пусковой установки выступал тяжелый бомбардировщик Ту-4, а позднее Y-8E (копия Ан-12) турбовинтовой транспортный самолет. Из-за недостатка линии связи в режиме реального времени, его способности полета до 3 часов и ограничения дневной оптической разведки система не могла применяться в современных условиях. Без канала связи в реальном времени и управления, он был рассчитан на предварительно запрограммированный полет, игнорировал меняющуюся тактическую ситуацию или вражескую систему ПВО.

Xianglong (“Sour Dragon”, Chengdu)

Как один из наиболее последних проектов, БЛА
Xianglong Авиастроительной корпорации в Ченду (CAC) был впервые рассекречен на показе в Сиане. Его размеры, реактивный двигатель, размещение приборов и обтекаемые формы копировали американский БЛА
RQ-4 Global Hawk и свидетельствовало о том, что БЛА также использовался в качестве высотного БЛА большой продолжительности полета для разведывательных миссий. Фактически, докладывалось о потолке в 18000 метров, который был немного меньше, чем у БЛА RQ-4 Global Hawk. Согласно неназванным источникам, летательный аппарат полностью завершил высокоскоростные испытания в конце 2008 года, а его полеты запланированы в начале 2009 года.

Приемное устройство и двигатель, расположенные на конце фюзеляжа между
V-образным хвостовым оперением, намного меньше, чем такие же у RQ-4 Global Hawk. Однако, согласно Китайским СМИ, он может летать немного быстрее американского аналога, достигать скорости около 750 км/ч и дальности полета 7000 метров. Докладывалось о его массе 7500 кг и боевой нагрузке 650 кг, это меньше, чем у RQ-4 Global Hawk (14.640кг и 1.360 кг, соответственно). В соответствии с ограниченностью дальности полета, предполагается, что он будет использоваться в операциях в Азии и области Тихого океана.

WuZhen-2000 (also WZ-9, Guizhou Aviation Industry Group)

Также как и Xianglong, создание
WZ-2000 рассматривается как копирование американского
Global Hawk, с V-образным хвостовым оперением и одним WS-11 турбовентиляторным двигателем на конце фюзеляжа. Тем не менее, WZ-2000 мельче (длина — 7,5 метра, размах крыльев — 9,8 метров) и имеет немного заднюю стреловидность крыльев, также имеет сниженную эффективную площадь рассеивания, включая плоское днище. Будучи более старым, чем Xianglong, но, не смотря на это, выполненный с использованием стелс-технологий, проект разведывательного БЛА WZ-2000 (1999), как докладывалось, совершил первый полет в декабре 2003 года, а с системой дистанционного управления испытывался в августе 2004 года.

Хотя летательный аппарат имеет меньшие размеры, он предназначен для
рабочего потолка 18000 метров с максимальной скоростью 800 км/ч и длительностью полета всего 3 часа. Полезная нагрузка в 80 кг включает тепловизионную камеру и радар с синтезированной апертурой. Разведывательные данные передаются через антенну спутниковой связи на носу.

ASN-206 / ASN-207 (Xi»an ASN Technology Group Company)

ASN-206


ASN-206

ASN-206 является одним из ранних программируемых тактических БЛА и одним из немногих, которые успешно поступили на службу. Это легкий, работающий на малых расстояниях, тактический многоцелевой БЛА, созданный Ксианской
ASN Технологической Группой Компаний в 1994 году, а производящийся с 1996. Согласно неподтвержденным данным, Израильская компания
Tadiran Spectralink Ltd. была вовлечена в процесс создания. он несёт различную полезную нагрузку и может, кроме всего прочего, использоваться в множестве операций, включающих ночную/дневную разведку местности, для обеспечения радиоэлектронного противодействия и подавления (EW/ECM), наблюдением за полем битвы, патрулированием в областях радиоактивного заражения.

Созданный при использовании HS-700 поршневого двигателя, ASN-206 является сдвоенным БЛА, который запускается при помощи ракетоносителя из пусковой установки шасси 6х6 и пилотируется при помощи
цифровой системы контроля и управления полетом. Летательный аппарат отметил важный шаг в Китайских разработках БЛА обеспечивающих получение информации в реальном времени, в то время как старые БЛА должны были вернуться обратно с собранными данными.

ASN-207


ASN-207

ASN-207 четвертая система, представленная на Национальном Параде в начале октября 2009, является усовершенствованной версией ASN-206. Это значительно более продвинутая модель, заявлено, что он имеет удвоенное время работы и массу полезной нагрузки при максимальной дистанции полета 600 км. Он легко распознается по наличию у него грибовидной антенны, монтированной спереди летательного аппарата, который получает команды от наземной станции.

 

Ударные дроны/ боевые БПЛА (UCAV)

Harpy (IAI)

Harpy (IAI)

Harpy, построенная компанией Israel Aerospace Industries (IAI), была очередным технологическим источником для китайских проектно-конструкторских работ. Закупка неизвестного количества данных ударных БПЛА в 1994 году вызвала ажиотаж в дипломатических отношениях США и Израиля, приведя к кризису в доверии между двумя странами. Но это случилось только в 2004 году, когда уже китайский
Harpy вернулся в Израиль для усовершенствования, и после этого была раскрыто, что Народная Освободительная Армия Китая использовала БПЛА для военных испытаний. Правительство президента Буша позже вынудило Израиль остановить все военные поставки в Китай.

Harpy (который был создан недавно) не является типичным БПЛА, их оружейная система называется «праздношатающейся». Пропеллерный ЛА запускается с транспортного средства или поверхности боевого корабля и некоторое время «шатается» над указанной областью до момента обнаружения и идентификации целей высокой важности. Его сенсоры собирают значимую информацию, после чего,
Harpy при помощи 32 кг боеголовки на основе ударного ядра атакует и уничтожает выбранную цель. БЛА специально создавался для обнаружения, выслеживания и уничтожения излучателей радара, таких как вражеский радар и зенитные установки, при различной погоде днем и ночью.


Yi-long (Chengdu)

Yi-long (Chengdu)

Ещё один, спроектированный Авиационной Корпорацией в Ченгду, БПЛА появился как копия американского MQ-1 Predator, только без опрокинутого, а направленного вверх V-образного оперения. Летательный аппарат перемещается благодаря наличию маленького двигателя в хвосте. Он несет маленький центральный сенсор, располагающийся почти снизу по центру фюзеляжа. Модель, продемонстрированная в 2008 году на авиашоу в ЗуХае, не имела опор для установки вооружения, однако, по проекту данный аппарат представлялся с одним пилоном на каждом крыле, имеет формы как у БЛА Predator, несет легкие ракеты.

CH-3 (China Aerospace Science and Technology Corp.)

CH-3 (China Aerospace Science and Technology Corp.)

CH-3 является высотным ударным БЛА, работающим на средних дистанциях,
(MALE) UCAV. Модель показана в 2008 году на авиашоу в ЗуХае, который вследствие своей сложности выглядит нереалистичным. Летательный аппарат имеет уткообразный планер с хвостовым оперением, расположенным спереди от крыльев. Должен перемещатся с помощью бесшумного пропеллерного двигателя, БЛА несет большой набор датчиков снизу фюзеляжа на уровне основания крыльев. Аппарат запланирован для ношения двух ракет «воздух-земля», таких как AR-1.

Anjian («Dark Sword», Shenyang)

Anjian (

 «Dark Sword»
это проект боевого БПЛА, который был показан в качестве модели в 2006 году на авиашоу в ЗуХае. Он задуман как высокоманевренный сверхзвуковой аппарат, имеющий треугольную уткообразную форму с дополнительными большими крыльями, напоминает многоцелевой китайский J-10 боевой самолет (который, в свою очередь, имеет сходство с такими самолетами, как
Eurofighter, Rafale и Gripen). Его большой воздухозаборник в нижней части фюзеляжа подразумевает полеты с высокой скоростью, маневренностью и на высоких углах атаки. Далее предполагаем, что аппарат будет оборудован турбовентиляторным двигателем.

———

http://www.defpro.com/daily/details/424/

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *