Тайна и красота дамасской стали


Клиное из дамасской стали

Клинок из дамасской стали

Есть какое-то высокое недоразумение в самом феномене художественного оружия вообще и ножей, в частности. Зачастую представляя собой вершину кузнечного и ювелирного мастерства, такие клинки обречены на бездействие, на сонную судьбу дорогой игрушки в руках коллекционеров. Эти ножи не продаются в охотничьих магазинах, их аляповатое подобие можно встретить в сувенирных лавках. Впрочем, и там настоящий Дамаск не найти, разве что имитированный путем протравки или гравировки ковровый рисунок. Вопроса о дамасской (или булатной) стали продавец и вовсе не поймет, в лучшем случае скажет, что секрет ее производства утерян еще в древности. Неосведомленность продавцов оружейных магазинов объясняется просто: авторское, художественное оружие — это даже не другой жанр, а параллельный мир материальной культуры, предназначенный исключительно для созерцания. К отполированному лезвию из Дамаска ни один ценитель не прикоснется пальцами. В то же время эксперты особо ценят и технологическую полноценность клинка, конструктивную правильность ножа в целом и его функциональность.»

Клиное из дамасской стали

Клинок из дамасской стали

Прежде всего, такой нож должен быть сделан по старому доброму дамасскому методу. Известный с античных времен, сирийский способ изготовления крученой стали весьма почитался воинственной знатью Европы и Азии.
Технология состоит в следующем: берутся два-три бруска легированной стали, насыщенной углеродом в разной пропорции и соответственно различной по твердости, ковкости и другим свойствам, и при высокой температуре буквально скручиваются в единое полотно. Из-за этого на исходной заготовке для клинка получается свилеватый рисунок. Впрочем, рисунок не цель, а следствие кузнечной обработки, но его симметричность, особенно в обеих плоскостях, ценилась всегда и в определенной мере свидетельствовала о мастерстве кузнеца. Кузнец-ножовщик, как правило, отдельная самодостаточная специальность в оружейном деле. Кузнец обычно не занимается отделкой ножа, гравировкой или полировкой. Для него главное — сталь и рисунок. Малейшая трещина, даже поверхностная, может испортить результат тяжелого труда. Или еще одна профессиональная напасть: перекалил заготовку — все испортил. Что касается рисунка, то с опытом его предсказуемость увеличивается, а дальше действует удача и, возможно, помощь свыше.

История дамаскирования стали и кузнечной сварки на Руси начинается примерно с XII века. До этого времени сварные клинки попадали в Русь из Скандинавии и Германии. Они отличались прочностью полотна и.режущими свойствами острой грани. Для повышения свойств последней ее делали из более мягкой стали, которая по своей структуре (она становится наглядной только при увеличении) напоминала пилу. Такая сталь в прямом смысле в любую преграду (разумеется, кроме камня и сухого дерева) входила, как в масло, и ко всему прочему обладала способностью самозатачиваться. Правильный Дамаск разрубал надвое не только газовый платок, но и врага. Подобное излишество в условиях боя имело яркую психологическую подоплеку. Поэтому высшее дворянство Европы и Азии стремилось обзавестись дамасскими клинками. Булат, литую разновидность
Дамаска, могли себе позволить только монархи и их окружение. Булатный клинок легко
сгибался в овал и столь же легко принимал прежнюю форму, издавая чистый и высокий звон. Считается, что секрет его технологии был утерян в средневековой Азии и заново открыт в 1833 г. русским горным инженером П.П. Аносовым: «Тагильского железа — 12 фунтов, графита английского — 1 фунт, окалины — 24 золотника, доломита — 24 золотника. Плавка должна вестись в тигле и продолжаться 5 часов 30 минут».
В XVII веке булат изготовлялся при дворе царя Михаила Федоровича. В Оружейной палате хранится великолепная боевая сабля мастера Ильи Просвета. При оценке качества булата особое внимание уделялось числу волокон рисунка, цвету травления фона клинка и его отливок, высоте и длительности звучания металла при ударе по клинку.

Мало кто из кузнецов, отковавших
клинок, может довести его до художественного уровня, то есть столь же мастерски програвировать, отшлифовать, сделать рукоятку и вообще осмыслить и воплотить с позиции дизайнера. Мастеров-универсалов экстракласса очень и очень мало. В основном же действует принцип разделения труда. Автором ножа считается не кузнец, а дизайнер-конструктор, подготовивший проект будущего изделия на бумаге. По сути, он может больше ничего не делать. Кузнец откует клинок, гравер перенесет рисунок с листа на сталь, монтировщик соберет рукоять, шлифовальщик отполирует нож, краснодеревщик изготовит пенал или подставку. Мастера высокого класса гравируют на ноже авторские монограммы — наилучшие знаки качества в мире профессионалов.

Изделия мастеров экстракласса зачастую покупают коллекционеры и специалисты еще до их материализации, на стадии чертежа. Это не удивительно, так как после выхода из мастерской нож проходит экспертную оценку у специалистов Оружейной палаты. По заверению экспертов, русские мастера разработали уникальные технологии обработки стали. К примеру, российский мастер Андрей Корешков единственный в мире освоил технику микротравления, то есть повторяет операцию травления несколько десятков раз, углубляя рельеф рисунка буквально на 6-10 микрон. Этим достигается необыкновенно звенящая резкость детализации. Понятно, что такие ножи ценятся высоко и пользуются повышенным спросом у коллекционеров. Никто, кроме Корешкова, в России не владеет техникой обработки стали, при которой получается эффект морозного стекла.
Российские мастера смогли повторить знаменитый русский «золотой оброн» XVII века — разновидность инкрустации золотом, когда фон не золотится, а насекается желтым металлом. Для этого в стальной основе штихелем выбирается паз в форме ласточкиного хвоста и туда загоняется полоска золота с последующим выравниванием и шлифовкой. Корешков пошел еще дальше: для наводки канавок и углублений он использует не граверный инструмент, а свой излюбленный метод травления.


Дополнительная информация, касающаяся нанотехнологии изготовление дамасских клинков

————————————————————————

По материалам: Ткачук
«Старинное оружие и доспехи«
Скачать книгу

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *