Танк Тигр


Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf H


Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf H ранних серий выпуска.

Первые серийно производимые танки «Тигр» по конструкции практически были схожи с моделью компании «Хейншель», которая, вместе с его конкурентом от Ф. Порше, предоставила свой образец для полигонных испытаний. Эти бронемашины или не обладали забашенными ящиками для амуниции, либо имели элементы, заимствованные от PzKpfw III. Первоначальные варианты выпускаемых танков обладали устройствами для перехода вброд водных преград, а также на них устанавливались дымовые мортирки NbK 39.

На первые 250 танков были установлены двигатели мощностью не 700 лошадиных сил, а лишь 650, кроме того, они характеризовались иной схемой механизма выхлопа. Первые массовые танки были лишены маскировки, а отдельные машины и вовсе были выкрашены в ядовито-голубой легко заметный окрас. Хотя, на данном этапе эффективность танков являлась настолько значительной, что необходимости в камуфляже не было.

 

Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf H ранних серий выпуска

Прототип:

Прототип боевой машины «Тигр», спроектированной конструктором Ф. Порше, имел выраженные отличия с серийными танками. В своем «монстре» мастер использовал необычную схему ходовой части с катками, снабженными внутренней амортизацией. Ленивец и ведущее колесо явно выделялись, располагаясь над опорными катками, однако при этом исключались поддерживающие катки. Башня «Тигр» устанавливалась таким образом, что наблюдался сдвиг вперед по отношению к центру тяжести танка.

Будучи уверенным в своей неоговорочной победе над соперником от компании «Хейншель», конструктор отдал заказ на 90 шасси для опытных танков.  И, тем не менее, танки фирмы «Хейншель» в отличии от машин VK 4501 (p) с их сложной и замысловатой электромеханической трансмиссией по многим критериям выигрывали. Поправить ситуацию в отношении впустую потраченных денег Порше смог только через год когда, взяв на базе его прототипа, была произведена самоходная артиллерийская установка «Фердинанд».

 

ТТХ:
Масса 56900 кг
Экипаж 5 человек
Длина 8240 мм
Ширина 3730 мм
Высота 2880 мм
Вооружение 88-мм пушка KwK 36, два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект 92 снаряда, 4800 патронов
Бронирование до 110 мм
Двигатель Maybach HE 210P45
Мощность двигателя 650 л.с.
Скорость по шоссе до 45 км/ч
Запас хода по шоссе 100 км

 

Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf H (SdKfz 181).

 

Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf H (SdKfz 181).

Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf H (SdKfz 181).

 

Описание:

Изготовленный всего за год, танк PzKpfw VI Ausf H являлся очень тяжелым и массивным монстром. Его компоновочная схема была традиционной: силовая установка в кормовой части корпуса, трансмиссия и ведущие колеса — в передней. Два члена экипажа (механик-водитель и стрелок) находились в отделении управления в передней части корпуса, в башне танка были оборудованы места для командира танка, заряжающего и радиста. PzKpfw VI Ausf H имел корпус коробчатого типа. При этом, установив все бронелисты корпуса вертикально, конструкторы танка полностью игнорировали простой и весьма эффективный способ усиления бронезащиты посредством наклонного расположения бронелистов.

И хотя толщина лобовой брони корпуса составляла 100 мм, а бортов и кормы — 82 мм, бронебойные снаряды советской 76,2-мм пушки ЗИС-3 могли поражать лобовую броню танка с 500 м, а бортовую и кормовую броню — даже с расстояния 1500 м. Констатация этого факта содержится в отчете генерал-инспектора бронетанковых войск Г. Гудериана от 20.10.1943 г. Она расходится с бытующим мнением о неуязвимости «Тигра», но подтверждается тем фактом, что из изготовленных в 1942 — 1943 гг. 727 танков к концу 1943 г. был потерян 291.

Установленный на первых 250 танках PzKpfw VI Ausf H 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» НЕ 210Р45 при 3000 oб/мин развивал мощность 650 л.с. Машины последних серий оснащались двигателем «Майбах» HL 230 Р45 мощностью 700 л.с. В трансмиссии использовались многодисковый главный фрикцион, полуавтоматическая коробка передач «Ольвар» 401216 (8 скоростей хода вперед и 4 скорости заднего хода), планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Управление танком было облегчено благодаря использованию рулевого штурвала с полуавтоматическим гидравлическим сервоприводом. Опорные катки располагались в шахматном порядке. В ходовой части PzKpfw VI Ausf H использовались гусеницы двух типов. Так называемые «боевые» гусеницы имели ширину 725 мм и применялись для перемещения танков своих ходом.

При перевозке по железной дороге танки с такими гусеницами не вписывались в железнодорожные габариты, поэтому перед погрузкой на платформы приходилось «переобувать» их в так называемые «транспортные» гусеницы с шириной 520 мм. При передислокации подразделений «Тигров» возникла еще одна проблема: большинство мостов на территории СССР не выдерживало машины весом 57 т. Поэтому танки должны были преодолевать водные преграды по дну, используя для этого специальное оборудование. Глубина брода, преодолеваемого без предварительной подготовки, составляла 1,2 м; с использованием специального оборудования танк мог перемещаться по дну водоема глубиной до 3,9 м. При движении по шоссе танк развивал достаточно высокую скорость 45,4 км/ч. На пересеченной местности он преодолевал подъемы крутизной 35°, рвы шириной 2,3 м и стенки высотой до 1,2 м. Наиболее совершенным в конструкции танка являлось, пожалуй, его вооружение. В башне была установлена 88-мм пушка KwK 36, разработанная на базе зенитного орудия Flak 18. От прототипа KwK 36 отличалась прежде всего наличием электроспуска и высокоэффективного дульного тормоза, существенно снижавшего отдачу пушки при выстреле. Для снижения загазованности боевого отделения имелась система продувки ствола после каждого выстрела. Длина ствола пушки составляла 56
калибров, бронебойный снаряд Pzgr 38 весом 9,4 кг имел начальную скорость 810 м/с и на расстоянии 500 м пробивал установленную вертикально броневую плиту толщиной 130 мм, а на расстоянии 1000 м — 119 мм.

Для наведения пушки на танках первых серий устанавливался бинокулярный телескопический прицел TZF 9а, последующие серии оборудовались усовершенствованными монокулярными прицелами TZF 9с. О высокой эффективности вооружения танка говорит и тот факт, что за два года боев командиру одного из «Тигров» унтер-шарфюреру СС Виттману удалось подбить 138 танков противника! Поворот башни осуществлялся с помощью специального привода. Ее бронирование было достаточно сильным — толщина лобовой брони составляла 100 мм. Вспомогательное вооружение состояло из 7,92-мм пулемета MG 34, спаренного с пушкой, и еще одного такого же пулемета, закрепленного в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Кроме того, на башне танка монтировались три дымовые мортирки NbK39 для постановки дымовых завес, а использовавшиеся на Восточном фронте «Тигры» дополнительно оборудовались 5 мортирками для отстрела противопехотных шрапнельных мин типа «S». Первое боевое крещение PzKpfw VI состоялось в октябре 1942 г. и оказалось крайне неудачным: несколько танков было подбито, один захвачен советскими войсками и тщательно изучен. Следствием этого стало ускорение создания танков ИС-2 и Т-34-85, а также разработка методов борьбы с новыми танками.

Кроме описанной выше единственной стандартной модификации PzKpfw VI Ausf H с 1943 г. выпускался разработанный на его базе командирский танк с более мощными средствами связи. Для размещения дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект танка и демонтирован спаренный с пушкой 7,92-мм пулемет. Внешне командирские танки отличались от линейных только наличием второй антенны. Всего было изготовлено 84 командирских танка, а также несколько ремонтно-эвакуационных танков, у которых вместо пушки в башне устанавливалась лебедка с тяговым усилием 10 т. В 1945 г. планировалось также переоборудовать часть танков в огнеметные за счет установки огнемета вместо 7,92-мм пулемета в лобовом бронелисте. Танки PzKpfw VI «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии. По состоянию на 1 марта 1945 г. фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка PzKpfw VI (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 — учебные.

 

Годы производства 1942—1944

Годы эксплуатации 1942—1945

Количество выпущенных 1355 шт
 

ТТХ:
Масса 56900 кг
Экипаж 5 человек
Длина 8240 мм
Ширина 3730 мм
Высота 2880 мм
Вооружение 88-мм пушка KwK 36, два 7,92-мм пулемета MG-34
Боекомплект 92 снаряда, 4800 патронов
Бронирование
Тип брони хромомолибденовая катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх) 100 / 8° мм/град.
Лоб корпуса (середина) 52 / 77° мм/град.
Лоб корпуса (низ) 100 / 21° — 80 / 65° мм/град.
Борт корпуса (верх) 82 / 0° мм/град.
Борт корпуса (низ) 62 / 0° мм/град.
Корма корпуса (верх) 82 / 8° мм/град.
Корма корпуса (низ) 82 / 48° мм/град.
Днище 28 мм
Крыша корпуса 28 мм
Лоб башни 100 / 0° мм/град.
Маска орудия 90 / 0° мм/град.
Борт башни 82 / 0° мм/град.
Корма башни 82 / 0° мм/град.
Крыша башни 28 мм
Двигатель Maybach HE 210P45
Мощность двигателя 650 л.с.
Скорость по шоссе до 45 км/ч
Запас хода по шоссе 100 км

 

Тяжелый танк PzKpfw VI «Tiger» Ausf E (SdKfz 181).

 

Описание:

Танки PzKpfw VI поздних серий выпуска имели новый тип подвески. Опорные катки в ней не имели резиновых бандажей. Резиновые прокладки были спрятаны внутрь самих катков, и работали не на сжатие, а на сдвиг. При этом экономилась резина и повышался срок службы катков. Впервые такая схема амортизации была применена Ф. Порше в его «Фердинанде» и затем использовалась довольно широко.

Недостатком внутренней амортизации был сильный лязг и грохот, сопровождавший движение танка. Это сильно демаскировало боевые машины, так что незаметно перебросить подразделение «Тигров» на другой участок фронта было практически невозможно. Еще одно отличие танков модификации E заключается в обязательном использовании антимагнитного покрытия «Циммерит».

——-

http://www.chamtec.com

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *