Российская Федерация стремится развивать свой военно-промышленный комплекс, но, тем не менее, в последнее время участились случаи расторжения контрактов иностранными партнерами в связи с браком товара. Москва не соблюдает условия контрактов и продаёт низкокачественную продукцию и с этим пытается противостоять американскому военно-промышленному комплексу на ранке
вооружения.
В средствах массовой информации есть прецеденты, доказывающий факт недобросовестности Российского ВПК. Так президент Алжира Абдельазиз Бутефлика, прилетавший в Россию в феврале, договорился вернуть Москве 15 самолетов МИГ-29, проданных Алжиру в позапрошлом году. Он добился погашения алжирского долга России по этому контракту (4 700 000 000 долларов). Индия, на которую приходится одна четвёртая всего российского военного экспорта, также предъявила претензии по качеству субмарин, приобретённых в 2005 году. Из 6 торпед, выпущенных с лодок в ходе учений, ни одна не попала в цель, что привело к временному отказу Индии от приема российской продукции.
Известно много случаев, когда РФ не выполняла условий договора, нарушая дату поставок и в одностороннем порядке меняя суммы сделок. В 2004 году РФ получила от Индии заказ на ремонт авианосца, определив стоимость работ в 750 миллионов долларов. На сегодняшний день Россия просит ещё дополнительного финансирования, задерживая при этом ремонт на 2 года.
Проблема в том, что российская военная отрасль является самой закрытой сферой нашей промышленности, в которой, плюс ко всему, продолжают еще господствовать советские подходы к ведению торговли, которые не рассматривают такие факторы, как, например, инфляция. Если при этом еще учитывать низкую производительность, то получается, что военная индустрия России неконкурентоспособна, — отмечает руководитель крупнейшей российской консалтинговой компании «Финэкспертиза« Агван Микаелян.
Франция, которая активно расширяет торговлю в Северной Африке, уже договорилась о продаже Алжиру 15 истребителель «Рафаль«. Соединенные штаты Америки заключили с Индией договор о продаже ей подержанного авианосца «Кити Хок«. Большинство заинтересованных лиц считает, что сближение между двумя странами отчасти стало причиной ослабления российско-индийских отношений.
Военная торговля с Китаем, на который до недавнего времени приходилось до 40% российского военного экспорта, также притерпевает серьёзный кризис, и сейчас между Пекином и Москвой масштабных планов торговли в сфере поставки вооружений не намечается. Подписанный в 2005 году контракт на поставку Китаю 34 транспортных самолетов Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78 был расторгнут, поскольку российская промышленность не смогла удовлетворить полученный заказ.
Российская «Независимая газета« сообщает о том, что
ВПК страдает от недостатка квалифицированных рабочих, устаревшего оборудования и низкой производительности труда. Она же указывает на непонимание Россией условий современного рынка, добавляя: «От нас требуют не простейшее
оружие, которым удовлетворяются страны третьего мира, а высокоточные и высокотехнологичные системы
вооружений«.
Хорошим примером является Китай, военно-промышленный комплекс которого, благодаря работе по лицензиям, существенно развился за последние годы и начал представлять угрозу для российских военных. Россия по этой причине отказывается продавать Китаю высокотехнологичные системы вооружений, что вызывает недовольство последнего. «Независимая газета« пишет о возможном кризисе, который может произойти в сфере военной торговли, отмечая, что, «если ЕС снимет запрет на экспорт
вооружений в Китай, Россия потеряет свой главный рынок сбыта«.
Проблемы не ограничиваются сферой вооружений. Норвежская компания
«Odfjell« в конце прошлого месяца отозвала заказ на строительство 12 танкеров. Причиной стало требование России о дополнительном финансировании, а также задержки со сроками производства. Китай также выразил недовольство в связи с низким качеством работ, выполняемых Россией в проектах по совместному строительству АЭС, при этом руководство «Росатома« подтвердило наличие множества проблем и критичность самой ситуации.
Правительство Владимира Путина усилило роль государственных корпораций в области судостроения в общем и строительства авианосцев в частности. Той же стратегии оно придерживалось и в атомной сфере. Правительство хотело таким образом возродить находящиеся в упадке сферы, однако результат оказался противоположным.
————
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 11 марта 2008, 10:53