Развитие технологии “стелс” в мире

F-117A

Сейчас очевидно, что войны 21 века будут носить совсем иной характер нежели это происходило 20- лет назад. На это указывает множество фактов. Например, использование технологий stealth (“Стелс”). По сути это технология, позволяющая делать машины малозаметными для средств обнаружения. Способ включает использование специальных поглощающих материалов, радиоэлектронного оборудования и т.д.. К примеру, фирмой
Duglas
в 1996 году был построен беспилотный летательный аппарат Х-26. В настоящее время технология стелс обязательна в постройке всех перспективных БЛА.

Пилотируемые призраки

В первую очередь инженеры пытаются создать “призрак” существующих летательных аппаратов. Ещё в 1980-х годах по заказу Военно-воздушных сил США по “Стелс-технологии” разрабатывались разведывательно-ударные самолёты
F-117А “Найт Хоук”, а также стратегические бомбардировщики В-2 (их боевой радиус около 8000 км, а взлётный вес 136 тонн). Сейчас в конечной стадии находится создание многоцелевого истребителя
F/F-22 “Раптор” фирмы Lockheed Martin (программа ATF), взлетный вес которого 23 тонны. К началу 2009 года американцы задумали иметь 76 подобных машин, а общая их численность может достигнуть 276.

F-117A

F-117A

Разведывательно-ударный самолёт
F-117А

Ещё одним перспективным проектом США и ряда стран Европы является многоцелевой самолёт F-35. На
вооружение
ВВС данная машина поступит в варианте F-35А, самолёт версии F-35В, с вертикальным взлетом и посадкой, будет на
вооружении
корпуса морской пехоты, и для ВМС США ещё F-35С. Самолёт характеризуется меньшей в сравнении с предшественниками уровнем тепловой и радиолокационной заметности, также улучшенно вооружение. При обычном взлётном весе в 24,7 тонны его радиус действия соствит 1300 км. Обеспечение машинами эскадрилии ВМС США произойдёт в 2012 году, а авиации морской пехоты чуть раньше.

F-35

Многоцелевой самолёт F-35

Граждане Америки платят огромные налоги с целью удовлетворения нужд армии. Стоимость программы “Стелс” была огромна. Первая машина, произеденая по этим способом была F-117А (максимальный взлётный вес 26,2 тонны). Его конструкция состояла из алюминиевых сплавов, титана в сопловых блоках. Для поражения наземных целей самолёт имел управляемые авиабомбы
GBU-27 “Пейвуей-3”, имеющих массу 908 кг, с системой наведения и кассетной боевой частью, также бомбы BLU-109. С 1975 года США на исследование в области этого самолёта и изготовления 59 штук израсходовали больше 6,5 млрд. долл., включая 2 млрд.долл. на НИОКР. Один бомбардировщик стоит 526 млн. долл. Однако, стоимость машины отвечает их военному применению, поскольку их практически не подбивают, и они не несут потерь. Доказательствами являются войны в Ираке и другие локальные конфликты.

Секретность самолета F-117А была оправдана поскольку при его проектировании и строительстве мспользовались новейшие технологии по снижению тепловой, радиолокационной и иной заметностей. По началу машину специально неправильно именовали в печати как F-19. И только под конец 1988 года. Начальство ВВС США признало факт существования
F-117А. Эта машина поразила зрителей из-за своей непривычной формы.

Советский Союз также вёл исследования в области “стелс-технологий”. Конструкторы проектировали ракеты, вертолёты. БЛА, корабли, а также космические аппараты.

Нынешняя мощь России не такая, какой она была у Советского Союза, поэтому новые образцы ВВТ разрабатываются и внедряются в производство очень медленно. Программа перспективного Российского многофункционального истребителя МФИ отстаёт от плана, опытные машины Cу-37 “Беркут” АХК “Сухой” (к середине 2001 года. Произвёл 110 вылетов) и “1,44” РСК “МиГ” (изготовлен в 1994 году, а первый вылет в феврале 2000 года.), остаются опытными образцами. И это, не смотря на то, что самолёты неоднократно показывались Министерству обороны РФ, командованию ВВС, а «Беркут» даже был на нескольких международных салонах МАКС в подмосковном Жуковском.

Cу-37 “Беркут”

Cу-37 “Беркут”

МиГ 1,44

МиГ 1,44

С небес на море и на землю

Сейчас большинство современных судов основных классов ведущих морских стран производятся по “стелс-технологии”. Это имеет место быть и в Российской армии. Например, совсем недавно ВМС Индии были переданы фрегаты проекта 11356, разработанные Северным ПКБ. По их конструкции видно, что они созданы со сниженной радиолокационной заметностью, практически всё вооружение скрыто в корпусе судна. Также на
вооружении
ВМФ России скоро появятся корветы проекта 20382 (разработчик ЦМКБ “Алмаз”), их построят на “Северной верфи”.

Фрегат проекта 11356

Фрегат проекта 11356

Корвет проекта 20382

Корвет проекта 20382

Хочется отметить, что технологии “снижения заметности” применялись для строительства подводных лодок. Субмарины довольно рано приобрели специальные покрытия. Системы амортизации и т.д.. В этом деле свою роль сыграли научно-исследовательские институты, в который вошли ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, проектанты ПЛ — ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит», другие ведущие предприятия российского ОПК.

В настоящее время разработки этих центов активно используют страны СНГ, в их числе и украинские предприятия. На Украине разрабатывается проект корвета по технологии стелс. Ведущую роль здесь играет ВМС Украины, а также Николаевский институт кораблестроения. Программа обойдётся в 120 млн. долл.

На земле эти технологии очень востребованы. Российские конструкторы день и ночь трудятся над увеличением защищенности танков, но также и над снижением их заметности (В НИИ трансмаш, другие предприятия отрасли). Заметность танков в ИК-спектре было предложено уменьшить за счёт применения теплоизолирующих материалов и покрытий, конструктивно-компановочных решений и теплоотражающих экранов. В ходе модификации проведена теплоизоляция крыши МТО Т-80, а к Т-72 прикрутили теплоизолирующие экраны над выхлопом двигателя, у танков выхлопные газы направляются к земле.

Ведутся работы над изменением наружной архитектуры машин, внедряются новые радиопоглащаюшие материалы и покрытия, все усилия направлены на уменьшение эффективной поверхности рассеивания в радиолокационном диапазоне волн. На танках Т-80 увеличили по высоте фальшборты, обладающими радиопоглащающими свойствами. На танках и на Т-72 и на Т-80 проводят оптимизацию навесного оборудования, исключая угловатость и многоэлементность.

За границей также активно проводят подобные работы. На польских танках РТ-91 (как наш Т-72М) нанесено покрытие радиопоглащающего материала. Разведовательно-диверсионная машина 2-Т «Сталкер» из Белоруссии обладает сниженным примерно на порядок в сравнении с подобной бронетехникой показателями физического, оптического, радиолокационного полей, ИК диапазона волн и акустической заметности.

Разведовательно-диверсионная машина 2-Т

Разведовательно-диверсионная машина 2-Т «Сталкер»

На международной выставке военной техники и
вооружения
«Уралэкспоармс-2000» в Нижнем Тагиле московский НИИ стали показали маскировочный комплекс “Накидка”, с помощью которого бронетехника и любой объект становятся практически невыделяемыми на фоне окружающей среды.

Возможно ли противостоять “Невидимке“?

Можно дать положительный ответ на этот вопрос, который возник в 1980-х годах. В военном столкновении 1990 года в Персидском заливе выяснилось, что
F-117А опознаются длинноволновыми французкими РЛС типа
TSЕ-50 и отчасти иракскими. Для вылавливания “Невидимок” создана РЛС “Кольчуга” из Украины. Этими же свойствами обладает противолодочная авиационная система “Морской змей” (разработчик ХК “Ленинец”).Она обнаруживает малые боевые “стелс”-корабли нового поколения.

Не смотря на свои достоинства самолёты F-117А всё таки разбивались. В большинстве случаев это происходило из-за неисправностей, но иногда из-за ракет. Например, 27 марта 1999 года F-117 поразили над Югославией обычной ракетой типа В-601П (ОКБ “Факел”, 1960-х годов) ЗРК С-125 “Печора” ( НПО “Алмаз” им. Академика А. А. Расплетина). С 1969 года было отправлено 400 таких комплексов в 35 стран. Боевое крещение состоялось в 1970-х на Ближнем Востоке, когда Египет смог подбить 30 израильских самолетов. Сейчас проведено усовершенствование системы и появилась «Печора-2А», у которой значительно расширены боевые возможности.

В настоящее время Россия продаёт на экспорт ещё более современные комплексы. Можно отметить такие как ЗРС С-300ПМУ (разработчик НПО «Алмаз») и ее модификации. Первая поставка таких ЗРС на экспорт осуществлена в 1994 г. в Китай, а затем в Кипр и Вьетнам. Одна из последних ракет 48Н6Е (разработчик МКБ «Факел») этой системы может поражать воздушные цели на дальности до 150 км. С 2001 г. в КНР экспортируются более современные системы С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит» с дальностью стрельбы ракетами 48Н6Е2 200 км. Наши С-300 последних модификаций могут сбивать летательные аппараты «Стелс» и даже
баллистические ракеты
. Не раз сообщалось, что в России завершаются испытания системы «Триумф» (разработчик НПО «Алмаз»), которая обладает еще большими возможностями для поражения современных целей — баллистических и крылатых ракет, а также перспективных самолетов и вертолетов.

И все же понятно, что без значительных планомерных финансовых вложений в НИОКР, срочных мероприятий по реорганизации самого отечественного ОПК, целенаправленной кадровой политики внутри него, реконструкции системы служебного роста и оплаты труда специалистов не обойтись. Не надо забывать, что «кадры решают все», а у нас средний возраст коллективов многих предприятий «оборонки» сегодня приблизился к 60 годам. И, как полагают некоторые руководители ОПК, простым приемом молодых специалистов этот вопрос не решишь. Потому, что их нужно еще обучить специальным навыкам, передать необходимый научно-технический и профессиональный опыт. На что требуется определенное время и болеющие за дело высококвалифицированные наставники.

———-

Источник: http://www.vpk-news.ru/print.asp?pr_sign=archive.2004.59.articles.weapon_02

Обсудить на форуме

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *