Тяжёлый штурмовой танк «Штурмтигр»

тяжелый штурмовой танк

Среди различных типов самоходных орудий, производившихся в Германии в годы Второй Мировой войны, довольно интересный классом были штурмовые танки (Stumtpanzer). Они предназначались прежде всего для боевых действиях в городах и поддержки пехоты при прорыве глубокоэшелонированной обороны
противника
. Причем штурмовые танки использовались только в
вермахте
— в армиях других государств боевых машин подобного назначения не было. Наиболее интересным и пожалуй самым ярким представителем
штурмовых танков вермахта
был «Sturmmorserwagen 606/4 mil 38 an RW6l», более известный как «Штурмтигр».

Проектирование
тяжелого штурмового танка
, предназначенного для поддержки своих войск и уличных боях и при прорыве глубокоэшелонированной обороны противника, началось в Германии в начале мая 1942 года. Новая машина получила обозначение Ваг (медведь). В качестве базы предполагалось использовать модифицированное шасси
тяжелого танка Pz.VI Tiger
, работы над которым полным ходом шли на фирме Alkett. Вооружить штурмовой танк предполагалось 305-мм орудием KwK L/16, установленным на корме машины в бронированной рубке. Углы возвышения по вертикали составляли от 0 до +70 градусов, дальность стрельбы составляла 10500 метров. Длина “Медведя” достигала 8,2 м, ширина 4,1 м и высота 3,5 м, толщина брони — до 80 мм на бортах и до 130 мм в лобовой части. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230 Н 30 мощностью 700 л.с. должен был обеспечить 120-тонному танку скорость до 20 км/ч. Однако этот проект так и остался только на бумаге.

Прототип

Прототип
«Штурмтигра« во время показа руководству третьего Рейха. Полигон Arys, Восточная Пруссия, 20 октября 1943 года. Хорошо видно, что передний лист корпуса усилен дополнительной броне л литой, установленной на болтах. В стволе бомбомета имеется 20 отверстий для выхода пороховых газов.

тяжелый штурмовой танк

Прототип «Штурмтигра» во дворе фирмы Alkett. Осень 1943 года, машина еще не оборудована крыльями на бортах и краном для загрузки ракет. Кругом обведена зазубрина от газовой резки. Такая же имеется на

Прототип «Штурмтигра» во дворе фирмы Alkett. Осень 1943 года, машина еще не оборудована крыльями на бортах и краном для загрузки ракет. Кругом обведена зазубрина от газовой резки. Такая же имеется на
«Штурмтиг» при из экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


Осенью 1942 года, когда немецкие войска вели тяжелые бои в Сталинграде, идея создания
тяжелого штурмового танка
вновь стала очень актуальной. Однако к этому времени части вермахта располагали только средним штурмовым танком (на базе Pz.III) Sturmintameriegeschutz 33В. Эта машина была спроектирована фирмой Alkett в декабре 1941 года и вооружалась 150-мм пехотной гаубицей SIG 33, установленной в полностью бронированной рубке. Всего было построено 24 подобных машины, которые неплохо показали себя во время боев в Сталинграде. На основе полученного опыта в конце 1942 года фирмой Alkett был спроектирован
штурмовой танк
Sturmpanzer IV “Brummbar”,
вооруженный
150-мм орудием StuH43 L/12 в бронированной рубке.

Летом 1943 года эти машины прошли боевое крещение на Курской дуге, оказавшееся не совсем удачным — оказалось, что мощности 150-мм орудия не хватает для успешного уничтожения даже полевых укреплений, а броня не защищает от огня советской
противотанковой артиллерии
.
Поэтому к конце июля 1943 года генерал-инспектор танковых войск вермахта Г. Гудериан предложил спроектировать тяжелый штурмовой танк с орудием крупного калибра па шасси Pz.VI Tiger. Первоначально предполагалось вооружить новую машину 210-мм гаубицей, однако она еще не была готова. Поэтому по предложению инженеров фирмы Alkett решили использовать 380-мм
реактивный морской бомбомет Raketetiwerfer 61
фирмы Rheinmetall-Borsig. Первоначально этот бомбомет разрабатывался для вооружения подводных лодок в рамках объявленной руководством третьего Рейха осенью 1942 года тотальной подводной войны. Проектировщики рассчитывали, что использование реактивного бомбомета большого калибра позволит сберечь запас дорогостоящих торпед на подводной лодке при атаке транспортов противника из надводного положения. Предполагалось, что одного-двух выстрелов из бомбомета будет достаточно для потопления транспорта — снаряды Raketenwerfer 61 были достаточно мощными и, по сравнению с торпедами, относительно недорогими. Однако впоследствии по ряду причин от установки Raketenwerfer 61 на подводные лодки отказались.

Идея создания нового тяжелого штурмового танка с мощным вооружением понравилась А. Гитлеру, и 5 августа 1943 года он распорядился начать работы по его проектированию. Новая машина получила обозначение “Sturmmorserwagen 606/4 mit 38 см RW 61”, но часто именовалась как Sturmpanzer VI, Tiger-Morser и Sturmtiger (Штурмтигр), причем последнее название стало наиболее популярным. ”Штурмтигр” представлял собой дальнейшее развитие конструкции Sturmpanzer IV “Brumrnbar” с той лишь разницей, что использовалось более тяжелое шасси с более мощным
вооружением
. Первый образец нового штурмового танка был изготовлен (а точнее переделан из линейного «Тигра») фирмой Alkett осенью 1913 года. После кратковременных испытаний и устранения выявленных недостатков, 20 октября прототип “Штурмтигра” продемонстрировали А. Гитлеру и представителям командования вермахта на полигоне Arys в Восточной Пруссии. Новая машина была изготовлена на шасси обычного “Тигра”, так называемого “среднего” выпуска (шасси номер 250043). “Штурмтигр” произвел хорошее впечатление на высшее военное руководство Рейха — планировалось начать серийное производство по 10 «Штурмтигров» ежемесячно. Однако по ряду причин осуществить это не удалось.

В течение 9 месяцев прототип «Штурмтигра» проходил различные испытания на полигонах. А в августе 1944 года новая машина испытывалась и в боевой обстановке. 5 августа 1944 года в Варшаве вспыхнуло восстание, организованное руководством
Армии
Крайовой (АК). Сначала восставшим сопутствовал успех — им удалось занять большую часть города. Однако немцы быстро подтянули войска и остановили повстанцев. Завязались тяжелые уличные бои. 12 августа 1944 года прототип «Штурмтигра» выгрузился в Прускове, а на следующий день прибыл в Варшаву. Машина использовалась для ведения огня по позициям восставших в варшавских районах Старовка и Мокотов. 28 августа, после успешного боевого дебюта, «Штурмтигр» был возвращен на завод фирмы Alkett для технического обслуживания и доработок.

Одновременно с этим началось производство серийных машин. Основные работы — переделка серийных “тигров” и окончательная сборка “штурмтигров” — велись на заводе Berlin-Spandau фирмы Alkett, а броневые рубки поставлялись фабрикой Brandenburger Eisenwerke. Первый серийный «Штурмтигр» вышел из ворот фирмы Alkett 15 сентября 1944 года, а в течение последующих десяти дней были изготовлены еще шесть новеньких танков. До конца года было изготовлено 10 “Штурмтигров”, в январе 1945 года сдали еще одну машину, после чего их изготовление было прекращено. Следует сказать, что прототип «Штурмтигра» также подвергся модернизации. Танк получил катки с внутренней амортизацией (катки с резиновым бандажом быстро выходили из строя из-за возросшей массы танка и нагрузок на ходовую часть при стрельбе), противовес на стволе бомбомета и новые элементы внутреннего оборудования.
Кроме того, машина получила новый ствол бомбомета, имевший большее количество отверстий для выхода пороховых газов. Серийные “штурмтигры” изготавливались на базе пришедших на капитальный ремонт обычных линейных “тигров” так называемого “позднего” выпуска, оснащенных катками с внутренней амортизацией. Корпус и подвеска танка оставались практически без изменений, был только частично срезан лобовой лист брони и демонтирована крыша над боевым отделением. Сверху устанавливалась броневая рубка, крепившаяся к корпусу при помощи массивных болтов и сварки. Толщина брони лобового листа рубки, установленного под углом 47 градусов, составлял 150 мм, бортовых и кормовой листы имели толщину 82 мм, а крыша 40 мм. В лобовом листе рубки в шаровой установке монтировался реактивный корабельный бомбомет Raketenwerfer 61. Для защиты от пуль и осколков на ствол бомбомета одевался броневой кожух, имевший специальную юбку, прикрывающую шаровую установку снаружи. Угол вертикального обстрела бомбомета составлял от 0 до + 85 градусов, а горизонтального ± 10 градусов. В лобовом листе рубки справа от бомбомета имелась шаровая установка пулемета MG 34 с прицелом K2F-2. Слева от бомбомета имелось окно прицела РАК 2F 3*8 (для наведения бомбомета) и смотровые приборы механика-водителя. Для обороны в ближнем бою танк имел 100-мм гранатомет, установленный в крышке люка для загрузки ракет.

Бомбомет Raketenwerfer 61 мог вести огонь ракетами двух видов — кумулятивными (Raketen-Granate 4582) массой 345 кг или фугасными (Raketen-Sprenggranate 4581) массой 351 кг. Ракеты оснащались ударными взрывателями AZKM — 8 или А2КМ — 10 с регулируемой задержкой срабатывания (от 5 до 12 секунд). Взрыватель устанавливался непосредственно перед проведением выстрела. Ракета состояла из боевого заряда (тротил), твердотопливного ракетного двигателя и поддона, в котором имелось 32 сопла, расположенных по кругу. Стабилизация ракеты в полете осуществлялась вращением, для чего в стволе бомбомета имелись нарезы, а на ракете специальные выступы, вставляемые в эти нарезы. Причем на прототипе «Штурмтигра» был установлен вариант
бомбомета Raketenwerfer 61
, с так называемой “мелкой” нарезкой (36 нарезов), а на серийных машинах ставились бомбометы с «крупной» нарезкой (9 нарезов).
Ракеты для бомбомета перевозились в специальных деревянных укупорках, которые требовалось вскрыть перед загрузкой в танк. Сам процесс загрузки был медленным и довольно трудоемким, требовавшим усилий всех членов экипажа, состоящего из пяти человек: командира (также являющийся и наводчиком), механика-водителя, стрелка-радиста и двоих заряжающих.
Ракеты подавались внутрь “Штурмтигра” через большой прямоугольный люк в крыше при помощи ручной лебедки, установленной на заднем листе броневой рубки.

Зацепление 380-мм ракеты краном для загрузки в

Зацепление 380-мм ракеты краном для загрузки в

Зацепление 380-мм ракеты краном для загрузки в «Штурмтигр«

Возимый боекомплект «Штурмтигра» составлял 14 ракет. Ракеты укладывались внутри машины на специальные полки и крепились зажимами. Заряжание бомбомета производилось при угле возвышения ствола 0 градусов. Для этого использовалась ручная лебедка, которая могла передвигаться по специальным направляющим балкам, установленным внутри машины на крыше рубки танка. При помощи лебедки ракета подавалась с боковой полки на откидной лоток с шестью направляющими роликами. На лотке имелась специальная планка для направления выступов ракеты в парезы ствола. В случае специальным ключом ее можно было повернуть на нужный угол до совпадения выступов и нарезов. Досылка снаряда в ствол производилась вручную.

Установка взрывателя в ракету. В руке у заряжающего виден ключ для завинчивания взрывателя.

Установка взрывателя в ракету. В руке у заряжающего виден ключ для завинчивания взрывателя.

Установка взрывателя в ракету. В руке у заряжающего виден ключ для завинчивания взрывателя.

Укладка ракеты на лоток с шестью роликами перед заряжением в ствол бомбомёта. Транспортировка ракеты осуществляется при помощи лебёдки, закрепленной на крыше рубки танка.

Из-за того, что фактически шла штучная сборка “штурмтигров” (а точнее сказать переделка из серийных Pz.VI), все изготовленные машины отличались между собой некоторыми деталями. Некоторые танки имели циммеритное покрытие на корпусе (которое, видимо, оставалось от базовых “тигров”), у других был дополнительный броневой лист на переднем листе корпуса, у третьих отличались буксирные рамы, крепление для инструмента, противовес па стволе
бомбомета
и т.п. Даже количество наружных сопел на Raketenwerfer 61 было различным.
Сначала готовые “штурмтигры” поступали в запасной 500-й отдельный тяжелый батальон, где шла подготовка экипажей. Здесь же была составлена «Инструкции по обслуживанию самоходной штурмовой мортиры”, согласно которой основным назначением “Штурмтигра” являлось “использование в уличных боях, разрушения баррикад, домов и т.п. Максимальная дистанция, при которой поражаются цели — 4400 метров, при этом орудие должно иметь предельный угол возвышения… Реактивная фугасная граната может применяться для поражения сосредоточенных живых целей (скопление пехоты), реактивный кумулятивный снаряд предназначается для поражения мощных бетонированных укреплений. Использование орудия и боеприпасов для стрельбы по мелким целям не рекомендуется”.

В октябре 1944 года были сформированы три роты ”штурмтигров”— 1000-я. 1001-я,
1002-я роты штурмовых мортир (PzStuMrKr.), которые вскоре отправили на западный фронт. Из этих рот самой активно действующей оказалась 1001-я (командир гауптман von Gottberg), Она убыла на фронт в ноябре 1944 года и первоначально воевала против англо-американских войск в районе Эйфеливых гор. В январе 1945 года танки роты прикрывали свои войска в районе Дюрен — Эйскирхен. Здесь “штурмтигры” хорошо зарекомендовали себя в качестве истребителей догов. Известен случай, когда один прицельный выстрел из Raketenwerfer 61 полностью уничтожил большой бункер на «линии Зигфрида”, занятый американскими войсками. В некоторых случаях “штурмтигры” могли успешно бороться и с танками противника. Например, в январе 1945 года выстрелом из Raketenwerfer 61 “Штурмтигр” 1001-й роты было уничтожены три американских танка М4 -Генерал “Шерман”, занимавшие позицию на окраине немецкой деревни. В марте 1945 года три уцелевших “штурмтигра” 1001-й роты были переправлены на паромах за Рейн, но вскоре попали в руки американцев. 1000-я рота, получив в сентябре 1944 года четыре «штурмтигра», в декабре убыла на западный фронт, где принимала участие в боях против англо-американских войск. Причем наиболее активно использовалась одна машина, а три других быстро вышли из строя из-за технических неисправностей и стали трофеями союзников.

———————————


Хотите узнать больше: Скачать журнал о
Штурмтигре

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *