В период с 27 по 31 октября 2008 года в парижском пригороде Ле-Бурже проходит 21-ый Мировой салон
Euronaval 2008, посвященный морской обороне и безопасности. Это ведущая специализированная выставка, на которой страны производители
военно-морской техники и вооружения демонстрируют свои достижения в строительстве кораблей и подводных лодок, самолетов и бортовых систем, создании оружия и двигателей, оборудования для работ под водой и на воде, обеспечения безопасности и морской навигации, а так же комплексов управления и связи. Euronaval традиционно является признанным смотром общемировых тенденций развития военно-морской техники и вооружения.
Первая выставка состоялась в 1968 году и с тех пор регулярно проводится раз в два года, отмечая ныне свой 40-летний юбилей. За прошедшее время салон завоевал авторитет, успех и уважение как среди производителей, так и потенциальных заказчиков
военно-морской техники и вооружения. Этому способствует и конъюнктура мирового рынка. В год прошлого военно-морского вернисажа – Euronaval 2006 — на мировом рынке военного и гражданского судостроения было оформлено заказов на рекордную цифру — 105,5 миллиардов долларов. Тогда расходы на постройку новых кораблей за год увеличились на 37 процентов и превзошли исторический максимум 2004 года, когда в мире было продано судов, в том числе и
военных, на сумму — 76,3 миллиарда долларов.
В 2006 году в Ле-Бурже демонстрировали свою продукцию 292 компании из 25 государств. Стенды и выставочные площадки посетили более 28000 человек из 78 стран мира, в том числе 31 делегация на высшем уровне
Не менее масштабным обещает быть и Euronaval 2008, который организован при поддержке
Министерства обороны и Министерства транспорта Франции. Свою продукцию и услуги здесь представляют порядка 300 компаний почти из трех десятков стран мира, в т.ч. Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Чили, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Израиля, Италии, Малайзии, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Таиланда, Турции, Украины, США.
Россия принимает участие в работе этого салона уже в шестой раз. ФГУП "Рособоронэкспорт" представляет нашу страну совместно с предприятиями российского ОПК — «Морским научно-исследовательским институтом радиоэлектроники «Альтаир», «Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», «Концерном «Гранит-Электрон», ЦКБМТ «Рубин», «Адмиралтейскими верфями», «Зеленодольским проектно-конструкторским бюро», «НПО «Аврора», «Северным проектно-конструкторским бюро» и «Центральным научно-исследовательским институтом им. академика А.Н.Крылова».
На стенде Рособоронэкспорта специалисты и гости Euronaval 2008 смогут ознакомиться с материалами по лучшим образцам вооружений и военно-морской техники оборонно-промышленного комплекса России. Это ракетные, сторожевые и десантные корабли и катера, корабли береговой охраны, подводные лодки, торпеды, мины, ракеты, береговые системы наблюдения.
Экспертный анализ конъюнктуры мирового рынка свидетельствует о том, что до 2015 года в мире может быть реализовано 30 – 40 неатомных субмарин. Экспортный потенциал России в этом секторе очень высок благодаря подлодкам проекта 636 и лодкам семейства "Амур". Так например "Амур-1650" — это современная дизель-электрическая субмарина. Она обладает низким уровнем шумности и автономностью плавания 45 суток. Ее отличительная черта – способность наносить
залповые ракетные удары по подводным, надводным и наземным целям. Главное
ударное оружие этой подлодки – современная интегрированная
система ракетного оружия "Club-S". Кроме ракет в боезапас лодки входят универсальные торпеды и мины.
Наиболее востребованным типом надводных кораблей на мировом рынке в настоящее время являются фрегаты. Многоцелевой фрегат российского производства проекта 11661 "Гепард-3.9" предназначен для поиска и уничтожения надводных, подводных и воздушных целей. Он может действовать самостоятельно или в составе группы, выполнять конвойные операции, нести патрульную службу, охранять морскую границу и экономическую зону. В новой версии "Гепарда-3.9" использованы технологии "стелс".
Фрегат проекта 11356 способен вести успешные боевые действия в океанских и морских акваториях как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей. Он эффективен в борьбе с надводными и подводными кораблями, а также в отражении
воздушных атак противника, активно используется в качестве эскортного и патрульного корабля. Фрегат этого проекта уже стоит на вооружении ВМС Индии, где зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
Значительную долю экспортных кораблей занимают корветы. До 2015 года объем их закупок на мировом рынке составит до 50 единиц. Своим зарубежным заказчикам Рособоронэкспорт предлагает корвет проекта 20382. Корабль аналогичного проекта "Стерегущий" уже построен для ВМФ России и успешно прошел ходовые испытания. В нем реализованы новейшие разработки в части корпусных конструкций и надстройки корабля, вооружения и оборудования. Этот корвет знаменует новую веху в российском судостроении.
Именно России принадлежит пальма первенства в создании катеров проектов 183Р и 205РЭ, которые совершили революцию в военно-морском деле, доказав, что и малые корабли могут реально изменить ход военных действий на море.
Не останавливаясь на достигнутом, российская промышленность разработала новые ракетные катера проекта 12300 "Скорпион" и патрульный катер проекта 20970 "Катран". Они предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника как самостоятельно, так и в составе ударных сил флота.
Новым словом в кораблестроении стал ракетный корабль-катамаран на воздушной подушке проекта 1239 "Сивуч". Он развивает скорость до 45 узлов и способен эффективно применять установленный на нем комплекс вооружений при волнении моря до 5 баллов. Подобных аналогов в мире не существует.
Продолжают пользоваться спросом минно-тральные, десантные корабли и катера, в том числе на воздушной подушке. Экспортный потенциал этих судов на мировом рынке составит в ближайшие годы до 100 единиц. Удовлетворяя спрос потенциальных инозаказчиков, российские разработчики и корабелы представляют на салоне десантные корабли проектов 12322 "Зубр" и 12061Э "Мурена-Э", а в классе минных тральщиков – корабль типа "Вице-адмирал Захарьин".
Десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр" незаменим при перевозке и высадке на необорудованное побережье передовых отрядов морских десантов и техники, а также постановки минных заграждений. Он способен перевозить три танка общей массой до 131 тонны или 140 десантников и 10 бронетранспортеров
совокупной массой до 115 тонн. При этом максимальная скорость хода достигает 60 узлов, а дальность плавания – 400 миль. По вместимости, скорости хода, возможностям высадки техники и личного состава на берег этот десантный корабль не имеет аналогов в мире.
Для транспортировки и высадки на необорудованный берег колесной техники, военнослужащих и других грузов общей массой 40 тонн предназначен десантный катер на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена-Э". На скорости более 50 узлов он без труда преодолевает мелководье, перекаты, песчаные отмели, болота и заросшие водоемы.
На период до 2010 года повышенный спрос ожидается на патрульные катера водоизмещением от 20 до 200 тонн. Потребность в них только на рынках стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки оценивается более чем в 400 единиц. И в этом секторе российским предприятиям ОПК есть, что предложить своим зарубежным покупателям. Сегодня боевой патрульный катер – это не просто скоростное плавсредство небольших размеров, которое может стрелять. Это еще и сложнейший электронно-технический комплекс со стопроцентной гарантией выполнения всех возложенных на него задач.
Непревзойденным достижением российской науки и судостроения является патрульный катер проекта 14310 "Мираж". Его особенность – высокая скорость и мореходность, обеспечиваемые благодаря установленному на нем комплексу управляемых интерцептеров. Он также не имеет аналогов в мире.
Отличительной особенностью патрульных катеров проектов 10410 и 10412 "Светляк" стали оптимальные обводы корпуса и автоматизированная дизельная установка. Это позволило обеспечить высокую скорость хода (до 30 узлов) и дальность плавания — 2500 миль. В настоящее время эти катера стоят на вооружении Пограничной службы ФСБ России.
Кроме
военно-морской техники, Рособоронэкспорт предлагает своим заказчикам гражданскую продукцию российского судостроения, которая может быть использована в интересах как военных, так и гражданских ведомств и служб. Это танкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, суда на подводных крыльях, воздушной подушке и газовой каверне, спасатели, противопожарные суда, плавучие краны и др.
Значительное место в деятельности Предприятия занимает поставка российских тренажеров. Их отличительные особенности — надежность, простота в эксплуатации, высокая достоверность визуализации, эффективность и долговечность плюс огромные возможности по модернизации. Использование современных технологий в тренажере "Лагуна" позволили добиться полной имитации движения кораблей, самолетов и вертолетов, а также боевого применения и эксплуатации оружия.
В настоящее время находятся на подъеме и российско-французское сотрудничество в сфере ВТС. Между нашими странами формируются партнерские отношения по перспективным направлениям в области передовых технологий военного, двойного и гражданского назначения. Это характерно для авиастроения, космической отрасли, судостроения.
В ходе работы выставки на стенде Рособоронэкспорта запланированы переговоры с делегациями зарубежных стран, презентации предприятий российского ОПК, встречи с посетителями и журналистами.
Россия была, есть и будет одним из лидеров мирового судостроения, способных строить боевые корабли всех классов и создавать для них все виды военно-морских вооружений. За пятьдесят лет военно-технического сотрудничества с иностранными государствами наша страна экспортировала более двух тысяч надводных кораблей основных классов и неатомных подводных лодок, и по этому показателю мы не намерены сдавать своих позиций.
———————
27 октября 2008 года
Пресс-служба ФГУП "Рособоронэкспорт"