Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» появилась на вооружении нашей страны в 1957 году. Установка необходима для защиты боевых порядков войск, стационарных объектов, колонн на марше, и железнодорожных эшелонов и противодействия нападению воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров и дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с (1620 км/ч). А также, «Шилка» может использоваться и для уничтожения подвижных наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров.
Стрельба ведется с ходу со скоростью движения ЗСУ — до 25-35 км/ч, при наклоне корпуса до 10 градусов, с места и с коротких остановок. Стрельба ведется короткими очередями до 10 выстрелов на автомат, длинными очередями до 20 выстрелов на автомат и непрерывным огнем до 50 выстрелов на автомат.
Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и
радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а также и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект
включает 2000 снарядов. Скорострельность составляет 3400 выстрелов в минуту.
Действие АЗП-23-4 автоматики основано на принципе
отвода пороховых газов. Запирание канала ствола при выстреле осуществляется клиновым затвором, перемещающимся вертикально. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя — 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 кг. Характерной особенность автомата является наличие рычажного ускорителя. Это обеспечивает высокий темп стрельбы — не менее 3400 выстр./мин из четырех автоматов. Пушка имеет систему охлаждения стволов. Питание автоматов ленточное. Боекомплект 2000 патронов.
Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые — левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия пороховых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижний — 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.
Боеприпасы
1.БЗТ-бронебойнозажигательнотрассирующие,
ОФЗТ-осколочнофугасные зажигательные трассирующие. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды
ОФЗТ весом 188,5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый — 77 г пороха марки 5/7 ЦФЛ. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы — начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидаторами с временем действия 5—11 с.
2.
ОФЗ -осколочнофугасные зажигательные.
Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.
В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации. Дальность обнаружения РЛС до 20 км и зависит от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков — дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е., постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.
На самоходной установке присутствует гусеничное шасси ГШ-575, с шестью однорядными опорными катками. Оно разработано с использованием узлов и агрегатов самоходной установки АСУ-85. Подвеска торсионная, с большим ходом, и амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом опорных катках. Срок службы гусеницы повышен за счет уплотнения резиновыми втулками торцов шарниров.
Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применяется эжекционная система охлаждения. Она потребляет около 2.2-2.5% его мощности. Заборник воздуха оснащен лабиринтной системой перегородок, где задерживаются крупные частицы пыли, потом воздух проходит вдоль борта и поступает в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передается на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Топливные баки внутренние: в силовом отделении и в отделении управления справа от водителя.
На марше по хорошей дороге станция электропитания работает от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции — работает газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л.с.
Экипаж — 4 человека (командир, механик-водитель, оператор поиска и оператор дальности).
Самоходная установка постоянно модернизировалась. Один из вариантов получил название ЗСУ-23-4М. Для удобства наведения появился прибор командирский. Блоки управления выполнены на новой элементной базе, стали совершеннее, надежнее.
Серийное производство зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 окончено к 1983 году. Сейчас ЗСУ этого типа находятся на вооружении Алжира, Ирана, Анголы, Йемена, Афганистана, Венгрии, Болгарии, Египта, Израиля, Индии, Польши, Иордании, Ирака, Конго, Вьетнама, КНДР, Кубы, Перу, Лаоса, Ливии, Нигерии, России, Сирии, Сомали и Эфиопии.